Концепции управления маркетингом. Цели и задачи
Существует 6 подходов, на основе которых предприятие осуществляет управление. Котлер связывал эти концепции с этапами развития американской экономики.
Концепция совершенствования производства
Старый подход. Этим подходом руководствуются продавцы. Продавец диктует потребителя. Рынок потребителя диктуют потребители. Потребители считают, если товары широко распространены и доступны по цене, то их будут покупать, а следовательно, руководство считает, что необходимо сосредоточить внимание на совершенствовании производства, т.е. реализовать стратегию снижения издержек, увеличить объемы производства, создать эффективные системы распределения. В настоящее время эта концепция подходит к двум ситуациям:
- Спрос больше предложения.
- Себестоимость товара слишком высока, необходимо ее снизить, а для этого необходимо увеличить производительность.
Концепция индивидуального маркетинга
В 90-х годов с появлением сети Internet, появилась более новая маркетинговая концепция. Залогом эффективности является использование интерактивных коммуникаций и установление отношений с потребителем, базирующихся на представлении индивидуальными товарами и услугами более высокой ценности для потребителя.
Концепция просвещенного маркетинга
Современная концепция просвещенного маркетинга основана на нескольких принципах:
- Ориентация на потребителей;
- Использование инновационного маркетинга для непрерывного совершенствования продуктов и методов маркетинга;
- Использование ценностного маркетинга для повышения ценности продукта для потребителя;
- Осознание общественной миссии организации, при котором персонал организации испытывает удовлетворение от работы, исходя из социальной роли;
- Следование концепции социально-этического маркетинга.
Развитие маркетинга: этапы интернационализации
Можно рассматривать развитие маркетинга с точки зрения его поэтапной интернационализации. Из графика следует, что компания постепенно расширяет объем производственно-коммерческой деятельности. Вначале она выходит за границы региона своего расположения и распространяет маркетинговую деятельность на всю страну.
Международный маркетинг начинается с простой экспортной деятельности, затем связан с созданием дочерних фирм, филиалов и отделений в отдельных зарубежных странах. Далее формируются международные корпорации с филиалами по всему миру и штаб-квартирой в одной стране. Глобальный маркетинг предполагает свободное перемещение материальных ценностей, рабочей силы и капитала по всему миру.
Значение маркетинга
Маркетинг — это процесс согласования возможностей компании и запросов потребителей. Результатом этого процесса является предоставление потребителям благ, удовлетворяющих их потребности, и получение компанией прибыли для ее существования и удовлетворения запросов потребителей в будущем.
Различие между потребителями и покупателями
Важно отметить различие между понятиями потребитель и покупатель. В литературе по маркетингу они часто используются как синонимы, но в жизни могут нести разную смысловую нагрузку. Деятельность по продвижению продуктов должна быть направлена как на потребителей, так и на покупателей, в зависимости от специфики продукта.
Концепции маркетинга
- Концепция совершенствования товара
Продавцы руководствуются идеей, что потребители предпочтут товары наивысшего качества. Однако, следует концентрировать внимание не на самом товаре, а на потребности, которые он удовлетворяет.
- Концепция интенсификации коммерческих усилий (сбытовая)
Эта концепция подразумевает усиление усилий в области продаж. Она акцентирует внимание на продажах товаров и услуг.
Пассивный маркетинг
Данный подход считает, что потребители не будут покупать товар, если не применять значимых усилий в сфере сбыта и стимулирования особенно агрессивно. Используется эта концепция к товарам пассивного спроса, таким как страховки, словари, земельные участки на кладбище. Метод – психологическая обработка клиента.
Концепция маркетинга
Это сравнительно новый подход. Руководствующиеся считают, что залогом успеха является определение нужд и потребностей целевых рынков и обеспечение удовлетворенности более эффективными и более продуктивными средствами, чем у конкурентов. Главное: Любите клиента, а не товар! Коммерческие усилия по сбыту необходимо сосредоточить на нуждах продавца, а маркетинг – на нуждах покупателя.
Социально-этнический маркетинг
Это явление самого последнего маркетинга, совмещающее предыдущие концепции с установлением нужд и потребностей целевых рынков и обеспечением желаемой удовлетворенности более эффективно, чем у конкурентов, сохраняя и укрепляя благополучие потребителя и общества в целом.
Социально-этический маркетинг
Концепция социально-этического маркетинга порождена сомнениями относительно соответствия чистого маркетинга нашему времени и его проблемам в области защиты окружающей среды, нехваткой ресурсов, быстрым ростом населения. Важно задаваться вопросом, всегда ли организация, удовлетворяющая какие-либо потребности, действует с учетом долговременного блага потребителей и общества. Данная концепция требует сбалансированной увязки трех факторов: прибыли организации, уровня удовлетворения запросов потребителей и учета интересов общества.
Нерациональный спрос
Нерациональный, или иррациональный, спрос — это спрос на продукты, вредные для здоровья или нерациональные с общественной точки зрения, такие как наркотики, порнография, сигареты. При нерациональном спросе используется противодействующий маркетинг.
Вид маркетинга, цель которого — убедить людей отказаться от потребления вредных продуктов путем резкого повышения цен, ограничения их доступности в сочетании с дискредитирующей информацией.