Принципы и инструменты

Основные понятия маркетинга

Далее приведены основные понятия маркетинга:

Методы анализа (маркетинговые модели)

Маркетинговые модели используются не только для маркетингового анализа, но и для коммуникации отдела маркетинга с другими отделами.

Все вышеописанные задачи и функции выполняются следующими методами маркетинга:

  • В 1926 году в США создана Национальная ассоциация маркетинга и рекламы.
  • На её основе сформировано Американское общество маркетинга.
  • В 1973 году эта организация была переименована в Американскую ассоциацию маркетинга (АМА).

Позже аналогичные ассоциации и организации появились в Западной Европе, Канаде, Австралии и Японии.

Маркетинг стал развиваться в рамках менеджмента как синтез экономической теории и экономики отдельных отраслей хозяйства, постепенно становясь его новой философией.

В 1940—1950-х годах маркетинг сомкнулся с теорией управления, образовав новую — рыночно-ориентированную теорию управления (так называемый маркетинг-менеджмент). Наряду со сбытом экономисты включили в неё детальный анализ рынка, а затем в 1960—1970-е годы добавили программы налаживания долговременных экономических связей с потребителями (CRM-концепция) и сегментирование рынка. Позже были разработаны методы кредитования покупателя, послепродажного обслуживания и др.

Маркетинг как дисциплина преподаётся студентам большинства экономических специальностей.

Определения

В современной литературе существует огромное количество определений маркетинга. Приведём некоторые из них:

  • Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
  • Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путём обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя и т. п.
  • Маркетинг согласно его широкому пониманию — это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путём создания продуктов и их обмена получают то, в чём они нуждаются.
  • Маркетинг — это вид деятельности, включающий в себя комплекс практик и процессов, направленных на разработку, коммуникацию, доставку и обмен предложениями, которые обладают ценностью для клиентов, партнеров и общества в целом.

Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования (англ.) — систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем (возможностей).

Маркетинговая информационная система

Маркетинговая информационная система (англ. Marketing Information System — MIS) — формализованный порядок действий для получения, анализа, хранения и распространения на регулярной основе необходимой информации для лиц, ответственных за принятие решений в сфере маркетинга.

Участники процесса маркетинговых исследований

Согласно общепринятым взглядам, в процесс маркетинговых исследований вовлечены четыре заинтересованные стороны: маркетолог-исследователь, его клиент, респондент и общественность.

Методы сбора данных

Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.

Основные задачи, цели и функции маркетинга

Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Питер Друкер, говорит об этом так: Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.

Основные задачи маркетинга

  • Познание рынка
  • Продвижение товара
  • Установление и поддержание контактов с клиентами
  • Сбор и анализ информации

Блоки комплексных функций

В маркетинге выделяются 4 блока комплексных функций:

  1. Маркетинговое планирование
  2. Маркетинговая коммуникация
  3. Маркетинговый анализ
  4. Маркетинговое управление

Место маркетинга среди других организационных бизнес-процессов

В зависимости от этапов эволюции маркетинга, сфер его применения, характера спроса на рынке товаров и услуг выделяют такие характеристики маркетинга, как виды, формы и типы маркетинга.

Характеристики маркетинга

  • Потребительский, промышленный, инвестиционный маркетинг и маркетинг услуг
  • Национальный и международный маркетинг
  • Коммерческий и некоммерческий маркетинг

Классификация маркетинга

Отдельные школы маркетинга (американская, скандинавская, западноевропейская и другие) по-разному классифицируют маркетинг. Ниже представлена классификация маркетинга в зависимости от состояния спроса на рынке и от охвата рынка.

Динамика и особенности экономического развития

Динамика и особенности экономического развития требуют поиска новых форм и методов организации предпринимательской деятельности, ориентированных на применение современных маркетинговых технологий, ускорение научно-технического прогресса, анализ и удовлетворение потребностей населения и общества в товарах и услугах.

Предпосылки обращения к маркетинговым исследованиям

Эти обстоятельства требуют совершенствования механизма взаимодействия всех субъектов маркетинговой системы с потребителями, а также изучения их поведения до начала производства того или иного товара. Основные положения и требования, которые лежат в основе маркетинга, раскрывают его сущность и назначение.

Основные принципы маркетинга

Сущность маркетинга состоит в том, чтобы производство товаров и оказание услуг обязательно ориентировались на потребителя. В соответствии с сущностью маркетинга выделяют следующие его основные принципы:

  • Системность
  • Эффективность
  • Ориентация на потребителя
  • Долгосрочность

Виды маркетинга

Эти принципы формировались в процессе исторического развития общества и эволюции маркетинговой деятельности. В зависимости от этапов эволюции маркетинга, сфер его применения и характера спроса на рынке товаров и услуг основными видами маркетинга являются:

  • Спросовый маркетинг
  • Продуктовый маркетинг
  • Продовольственный маркетинг

Типы маркетинга

В зависимости от характера спроса различают следующие типы маркетинга:

  • Продуктовый
  • Инновационный
  • Сегментный

Правильный выбор типа маркетинга и его применение с учетом конъюнктуры рынка позволяет предприятию более эффективно реагировать на динамику и изменения, происходящие на рынке товаров и услуг.

Виды маркетинга по географии и сфере применения

Основные виды маркетинга в зависимости от географии и сферы применения включают:

  • Географический маркетинг
  • Социальный маркетинг
  • Сетевой маркетинг

Стратегии продвижения

Помимо этого, стратегии продвижения имеют свои особенности в различных сферах применения. Существует две основные группы: коммерческий и некоммерческий маркетинг.

  • Коммерческий маркетинг
  • Некоммерческий маркетинг

Коммерческий маркетинг используется, чтобы получать прибыль. Он также делится на разновидности. Они определяются видами товаров, которые продвигают.
При некоммерческом маркетинге извлечение прибыли не является целью. Поэтому этот вид продвижения характерен для научной, образовательной, медицинской сферы, благотворительных фондов. Финансирование подобных проектов часто осуществляется из государственного бюджета.

Отраслевые виды маркетинга

Отраслевые виды маркетинга и маркетинг по сегментам.

Навигация по записям

  • Элементы маркетинг-микса (4p)

Развитие теории 4P

Иногда в комплекс маркетинга включают и другие элементы, начинающиеся на букву Р.

На основе маркетинг-микса также появились такие модели, как 4А, 4С и 4D, а также модель Майкла Портера 5 сил.

Ягдишм Шетом акцентировал внимание маркетологов на основных критериях, которыми руководствуется в своём выборе потребитель: осведомлённость (англ. ), приемлемость (англ. ), доступность (англ. ) и лёгкость приобретения (англ. ).

Томас Гэд стал основоположником теории 4D брендинга, в которой D — Dimension (измерение). Самих измерений в данной модели четыре: функциональное, социальное, ментальное и духовное.

Концепции управления маркетингом

Традиционно в теории маркетинга выделяют следующие концепции маркетинга, которые развивались по мере изменения экономической ситуации:

Концепция социально-этичного маркетинга

Эта концепция сформировалась сравнительно недавно, после того, как был сделан вывод о недостаточности концепции чистого маркетинга с позиции охраны окружающей среды, нехватки природных ресурсов и ряда других социально-этичных проблем.

В конечном счёте, концепция чистого маркетинга не рассматривает проблемы возможных конфликтов между потребностями покупателя и его долговременным благополучием. Концепция социально-этичного маркетинга требует сбалансированности трёх факторов: прибылей фирмы, покупательных потребностей и интересов общества.

Маркетинг отношений

Одной из важных составляющих социально-этичного маркетинга является практика построения долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнёрами, взаимодействующими на рынке: потребителями, поставщиками, дистрибьюторами в целях установления длительных привилегированных отношений.

Этот подход позволяет не только удовлетворить потребности всех сторон, но и создать стабильную базу для долгосрочного успеха и процветания фирмы.

Вывод

В итоге, концепция социально-этичного маркетинга объединяет экономические, социальные и этические аспекты бизнеса, смотря на компанию как на активного участника социальной среды, способного оказывать положительное влияние на общество и окружающую среду.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *