Что такое себестоимость
Себестоимость — это сумма затрат на производство и реализацию товара. Или на его покупку и реализацию, если вы занимаетесь перепродажей.
Чтобы бизнес был прибылен, себестоимость должна быть меньше цены, по которой вы продаёте товар или услугу. Чем больше разница между себестоимостью и ценой, тем лучше.
Измеряется этот показатель в рублях и рассчитывается для одной единицы продукции. Подробнее — в следующих разделах.
Неоптимальные расходы на маркетинг — частая проблема малого бизнеса, которая встречается и в организациях покрупнее. Есть 2 классических типа предпринимателей, которые этим грешат. Первые бездумно кидают большой пачкой денег в рекламные кабинеты и подрядчиков, надеясь на то, что это заткнет прорехи в планировании и принесет лидов. Вторые чахнут над златом и боятся масштабировать очевидно рабочие связки, сами себя ограничивая в продажах.
Чтобы бюджет отработал эффективно, траты нужно планировать, исходя из прогнозируемых целей.
Если вы владелец бизнеса и собираетесь найти подрядчика на продвижение, можете не погружаться в формирование бюджета — хороший специалист сделает это самостоятельно. От вас лишь потребуются некоторые данные о финансовой отчетности. Создайте задачу на Workspace — единственной тендерной площадке в сфере digital. На нашем сайте зарегистрировано более 10 000 digital-агентств и десятки тысяч фрилансеров. Собирайте отклики и выберите лучшего исполнителя.
Что такое затраты
Затраты — это деньги, которые предприятие тратит на приобретение активов, необходимых для его функционирования и развития. Например, это может быть покупка здания, оборудования, компьютеров. Всё это предшествует процессу производства товаров или оказания услуг.
Затраты — это то, что компания тратит сегодня, чтобы получить доход в будущем.
В управленческой отчётности затраты не отражаются явно, нет строки с таким названием. Однако их можно увидеть в Отчёте о движении денег (ДДС) как списания и в Балансе в разделе Активы.
Активы — это ресурсы, которые контролируются компанией и от которых ожидается получение дохода в будущем. Например, в Балансе отразятся деньги, потраченные на покупку оборудования или товаров для перепродажи, которые будут считаться запасами.
Когда компания покупает станок для производства, в ДДС это отражается как выбытие денег. А в Балансе видно уменьшение в статье Деньги и рост по статье Основные средства. В Отчёте о прибылях и убытках (ОПиУ) затраты не отображаются.
Почему предпринимателям важно разделять понятия затраты и расходы
Различие понятий важно в управленческом и бухгалтерском учёте.
Затраты можно найти в Балансе в разделе Активы.
Расходы в НК РФ
Расходы отражаются в Отчёте о прибылях и убытках. В этом отчёте они разделены на два типа: прямые и косвенные.
Прямые расходы
Прямые расходы относятся к тратам, которые непосредственно связаны с производством конкретных видов продукта или выполнением определенных услуг. Эти расходы включаются в себестоимость готового изделия.
Примерный перечень прямых расходов определен в п. 1 ст. 318 НК РФ:
- Оплата сырья и материалов
- Заработная плата и социальные выплаты основного производственного персонала
- Оплата работ, выполненных подрядчиками
- Амортизация оборудования
Косвенные расходы
Косвенные расходы нельзя распределить по направлениям или проектам. Это, например, зарплата бухгалтера или другого административного персонала.
Накладные расходы
Накладные расходы включают в себя все расходы, которые не относятся к прямым расходам. Например, на подготовительном этапе строительства может потребоваться проведение геодезических изысканий, создание проектно-технической документации, затраты на техническое обеспечение и другие непроизводственные расходы.
Как снизить себестоимость
Снижение себестоимости продукции может быть достигнуто путем оптимизации расходов. Например, рассмотрим ситуацию с Олегом, владельцем колбасного цеха.
Себестоимость его продукции составляет 200 руб., однако конкуренты продают по цене 250 руб. Для увеличения продаж Олегу необходимо снизить себестоимость продукции, чтобы сохранить конкурентоспособность на рынке.
План по снижению себестоимости
Для снижения себестоимости необходимо:
- Оценить текущие расходы
- Идентифицировать расходы, которые можно оптимизировать без ущерба для качества продукта
- Рассчитать плановую себестоимость, которая будет достигнута к следующему кварталу
ОПиУ в Финтабло
Финансовый отчет по ОПиУ в Финтабло поможет определить, на какие статьи расходов тратится больше всего денег и где возможно снижение затрат.
С помощью ОПиУ Олег быстро понял, как снизить стоимость процессов. Сначала он договорился с основным поставщиком о скидках, потом отказался от неэффективных каналов рекламы. Теперь себестоимость его колбасы — 150 руб. Достаточно, чтобы выдержать конкуренцию и остаться в плюсе.
Чтобы узнать, как построить отчёт для своего бизнеса, записывайтесь на встречу с нашим специалистом.
Расходы и затраты
Понятия затраты и расходы нередко используют как синонимы, но для чтения финансовых отчётов важно понимать разницу.
Виды себестоимости
Часто рассчитывают сразу несколько видов себестоимости — и используют для разных задач. Есть две классификации.
По типу расчёта
-
Цеховая себестоимость. Только прямые затраты на производство товара или оказание услуг: материалы, зарплаты сотрудникам, задействованным в производственных процессах. Этот тип расчёта используют для оптимизации трат: например, чтобы понять, во сколько обошёлся переход на новые материалы.
-
Производственная себестоимость. Прямые и косвенные затраты, связанные только с производственным процессом. Например, сюда входит освещение цеха, фиксированные зарплаты работникам, амортизация и обслуживание оборудования.
-
Общехозяйственная себестоимость. Все расходы, необходимые для работы предприятия. К элементам полной себестоимости добавляются затраты на управление компанией.
По времени расчёта
-
Фактическая себестоимость. Показывает стоимость создания единицы продукции в настоящее время. Рассчитывается на основе реальных показателей, которые актуальны сейчас.
-
Плановая себестоимость. Стоимость изготовления товара в будущем. Рассчитывается на основе планируемых показателей.
-
Нормативная себестоимость. Себестоимость товара в идеале.
Из прямых затрат исключаются
При расчете себестоимости из прямых затрат на материальные ресурсы исключается стоимость возвратных отходов и стоимость тары по цене ее возможной реализации (с учетом затрат на ее ремонт).
Способы формирования маркетингового бюджета
Фиксированные расходы проще всего прогнозировать — это ключевое преимущество подхода. При нем руководство заранее знает, что каждый месяц на маркетинг нужно выделять определенную сумму.
Преимущества и недостатки различных методов формирования маркетингового бюджета
Подход с выделением процента от чистой прибыли
-
Преимущества:
- Прост в использовании
- Пропорциональное увеличение бюджета с увеличением прибыли
-
Недостатки:
- Урезание бюджета при уменьшении прибыли
- Риск потери конкурентоспособности
Формирование бюджета на основе предыдущих периодов
-
Преимущества:
- Предсказуемость бюджета
- Прост в реализации
-
Недостатки:
- Риск несоответствия новым условиям рынка
Формирование бюджета исходя из требуемой доли голоса
-
Преимущества:
- Анализ конкурентной среды
- Ориентация на KPI охватной рекламы
-
Недостатки:
- Недостоверность данных о рекламных бюджетах конкурентов
Формирование бюджета по принципу конкурентного паритета
-
Преимущества:
- Автономная стратегия продвижения
- Установление рыночного уровня бюджета
-
Недостатки:
- Отсутствие лидерства на рынке
- Неоднозначность данных о бюджетах конкурентов
Каждый метод имеет свои достоинства и недостатки, и выбор оптимальной стратегии формирования маркетингового бюджета зависит от конкретных целей и условий компании.
Click.ru: Конкурентный анализ и формирование рекламного бюджета в контекстной рекламе
Интерфейс сервиса Click.ru позволяет найти конкурентов по поисковым запросам объявлений в контекстной рекламе и примерно узнать, сколько они платят.
Формирование бюджета исходя из целей и задач
Наиболее универсальный и эффективный метод формирования рекламного бюджета — это основанный на SMART-целях. Единственный минус: на первоначальные цели может не хватать средств, поэтому цели придется корректировать. Этот подход работает эффективнее всего.
Екатерина Отрешко
Таргетолог, специалист по продвижению ремонтных ниш
При работе с новым клиентом, я узнаю:
- Текущая выручка
- Средний чек
- Желаемая выручка
Например: текущая выручка — 1 млн ₽ в месяц, средний чек — 130 тыс. ₽, желаемая выручка — 2 млн ₽ в месяц.
Таким образом, наша цель с помощью рекламы — добавить +1 млн к текущей выручке.
Я также узнаю его конверсии на каждом этапе воронки продаж. Например, конверсия из заявки в замер — 25%, из замера в договор — 30%.
Далее я узнаю среднюю цену заявки из различных источников. Если информации нет, я использую среднюю стоимость заявки по нише в других городах (например, в ремонте балконов — 500 ₽).
После этого производится расчет: сколько нужно получить заявок, замеров и договоров для достижения цели в 2 млн выручки и сколько для этого нужно вложить в рекламный бюджет.
1 миллион выручки при среднем чеке в 130 тысяч — это 8 договоров (1 000 000 / 130 000 ≈ 8).
Чтобы получить 8 договоров, нужно сделать 27 замеров, так как конверсия из замера в договор — 30% (8 * 100 / 30 ≈ 27).
Для получения 27 замеров необходимо 108 заявок, поскольку конверсия из заявки в замер — 25% (27 * 100 / 25 = 108).
Для 108 заявок с ценой заявки в 500 ₽, необходимо вложить 54 000 ₽ в рекламный бюджет (108 заявок * 500 ₽ = 54 000 ₽).
Следовательно, для добавления 1 миллиона дополнительной выручки через рекламу, необходимо вложить 54 000 ₽.
Зачем предпринимателям контролировать расходы
Контроль над денежными средствами — важная часть работы любого предпринимателя. Оценка и анализ расходов помогают оптимизировать производственные процессы, снизить себестоимость продукции и увеличить капитал компании.
Как сократить расходы
Извлечь выжить в трудный период, найти финансы для развития и увеличить прибыль.
Из чего складывается себестоимость
Каждый этап производства требует затрат. В расчете на один товар — это себестоимость. Реальный бизнес более сложен: расходы делятся на прямые и косвенные. Прямые — затраты на создание конкретного продукта, косвенные — связаны с производственными процессами в целом.
Рассчитать косвенные издержки сложнее, чем прямые. В одном цехе может производиться 10 разных видов продукции. На весь цех — один уборщик. Как учесть его заработную плату при расчёте себестоимости? Разделить её пропорционально доле товара во всём объёме производства.
Пример формирования себестоимости
У Олега колбасный цех. Для производства одной палки колбасы нужно:
- Мясо — 100 руб.
- Специи — 30 руб.
- Оболочка — 15 руб.
- Электроэнергия — 7 руб.
Итого прямые затраты составляют 152 руб.
Но предприятие требует и косвенных затрат. Для простоты предположим, что в цехе выпускается только один вид колбасы. Тогда:
- Аренда помещения — 25 руб.
- Амортизация оборудования — 10 руб.
- Зарплата уборщика — 10 руб.
- Прочие расходы — 3 руб.
Косвенные затраты составляют 48 руб.
Иногда при расчёте себестоимости учитываются и дополнительные коммерческие затраты, не имеющие прямого отношения к производству. Но здесь мы не будем учитывать эти расходы вроде маркетинга или управления.
Получается, что себестоимость палки колбасы — 200 руб.
## Что влияет на себестоимость
Себестоимость — нестабильный показатель. Она постоянно колеблется из-за влияния внешних и внутренних факторов.
### Внешние факторы
- Инфляция. Она почти неизбежна и влияет на все составляющие себестоимости.
- Изменения потребительского спроса. Они не влияют на стоимость процессов напрямую, но вынуждают вас регулировать её самим.
### Внутренние факторы
- Эффективность закупок. Часто получается использовать один и тот же материал в производстве нескольких продуктов.
- Объём производства. Чем больше производится продукции, тем меньше себестоимость.
- Организация труда. И слишком маленькие, и слишком большие зарплаты могут привести к потере мотивации.
## Как распределить рекламный бюджет по маркетинговым инструментам
При распределении маркетингового бюджета нужно выделять средства на рабочие каналы, а также тестирование гипотез и поиск новых точек роста. Незамысловатый способ распределить бюджет — метод 70/20/10, который используют зарубежные контекстологи.
Как распределяется маркетинговый бюджет по методу 70/20/10:
- 70% на рабочие каналы (SEO, ретаргетинг и пр.)
- 20% на тестирование гипотез
- 10% на поиск новых точек роста
Предприниматели и digital-специалисты, а как вы рассчитываете маркетинговый бюджет?
## Роль прямых затрат в расчете себестоимости
Прямые затраты играют важную роль в расчете себестоимости продукции, поскольку они непосредственно влияют на фактическую стоимость производства товаров или услуг. Определение прямых затрат позволяет предприятию проводить анализ эффективности использования ресурсов и принимать правильные управленческие решения.
Учет прямых затрат в расчете себестоимости продукции
Для правильного учета прямых затрат в расчете себестоимости продукции необходимо установить четкую систему учета и классификации затрат. Каждая статья расходов должна быть связана с конкретным продуктом или услугой, чтобы можно было точно определить их влияние на себестоимость.
Также важно отметить, что прямые затраты могут меняться в зависимости от объема производства. Например, при увеличении объема производства материальные затраты могут снизиться в результате получения оптовых скидок или повышения эффективности использования сырья. Поэтому важно постоянно анализировать и контролировать прямые затраты, чтобы улучшать эффективность производства и снижать себестоимость продукции.
Чем отличаются прямые и косвенные расходы для налогового учёта
Прямые расходы непосредственно связаны с производством и реализацией продукции или товаров, либо с выполнением работ или оказанием услуг. Косвенные расходы — это все остальные расходы компании, которые нельзя прямо отнести на конкретный продукт, кроме внереализационных.
Прямые и косвенные расходы по-разному учитываются при расчёте налога на прибыль, поэтому важно разделить их правильно. Прямые расходы можно списать только в той части, в которой они относятся к проданным товарам, продукции, выполненным работам, оказанным услугам. Косвенные расходы компания может учесть для налога на прибыль в полном объёме в том периоде, когда они были произведены.
Пример расчета
Компания Старт выпустила за месяц 100 единиц продукции, а продала из них 60 единиц. На начало месяца остатков продукции на складе не было.
- Прямые расходы на весь выпуск — 250 тыс. руб.
- Косвенные расходы — 280 тыс. руб.
Для уменьшения базы по налогу на прибыль компания может использовать в отчётном месяце сумму расходов:
280 тыс. руб. + (250 тыс. руб. / 100 ед. )х 60 ед. = 430 тыс. руб.
Организации выгодно списать все расходы максимально быстро, чтобы заплатить меньше налога на прибыль. Значит, чем больше расходов относится к косвенным, тем лучше для компании. Но нельзя делить расходы по своему усмотрению — это можно делать только по правилам, установленным Налоговым кодексом.
Подарок для наших читателей – чек-листы с вариантами законной оптимизации налогообложения на ОСНО и УСН. Больше сорока способов легально снизить налоговую нагрузку от экспертов интернет-бухгалтерии Моё дело!
Методы оптимизации налогов
Как законно снизить налоговую нагрузку
Получите бесплатные чек-листы для ОСНО и УСН!
Оставьте заявку в форме ниже, и мы вышлем вам их
Какие расходы относить к прямым, чтобы не было проблем с налоговой
Верховный суд РФ в определении от 26.10.2018 № 306-КГ18-11339 отметил: право налогоплательщика на самостоятельную разработку перечня прямых и косвенных расходов не означает, что эти списки можно формировать произвольно. Нужно учитывать особенности деятельности компании.
Налоговое распределение расходов в России
Минфин считает, что налогоплательщик должен сам распределять расходы между прямыми и косвенными, с учётом особенностей своего технологического процесса. Установить единые правила для всех невозможно (письмо Минфина РФ от 07.02.2022 № 03-03-06/3/7873).
Разъяснения Минфина по этому вопросу обычно содержат только общие формулировки со ссылкой на НК РФ. Например, письма от 27.02.2020 № 03-03-06/1/14109 или от 14.01.2021 № 03-03-06/1/911. Поэтому налогоплательщикам в спорных случаях приходится ориентироваться на судебную практику.
Судебная практика
Во всех случаях судьи отметили, что спорные расходы непосредственно связаны с производственным процессом, поэтому их нужно относить к прямым. Поэтому налоговики правомерно уменьшили расходы компаний и доначислили им налог на прибыль, а также штрафы и пени.
В настоящее время судебная практика по вопросу распределения расходов между прямыми и косвенными складывается в пользу налоговиков. Конституционный Суд РФ отметил, что налогоплательщик имеет право отнести те или иные расходы к косвенным, только в том случае, если нет реальной возможности отнести их к прямым, применив экономически обоснованные показатели (определение КС РФ от 25.04.2019 № 876-О).
Себестоимость и бухгалтерский учет
Расчет себестоимости в Excel
Можно выполнить расчет себестоимости в Excel, если производимая продукция (оказываемая услуга) средней сложности, то есть, номенклатура используемых материалов и комплектующих не очень велика, например, десятки наименований.
Плюсы такого решения:
- Простота использования
- Возможность быстрого изменения параметров и внесения корректировок
Бухгалтерский учет прямых и косвенных расходов
Прямые расходы аккумулируются на счете 20 Основное производство. Для учета косвенных трат используется несколько счетов: 23 Вспомогательные производства, 25 Общепроизводственные расходы, 26 Общехозяйственные расходы.
Учет прямых затрат отражается следующим образом:
Дт 20 Кт 02, 10, 23, 25, 26, 60, 69, 70.
Оприходование продукции по фактической себестоимости записывается так:
Дт 43 Кт 20.
В момент реализации себестоимость продукции списывается следующей проводкой:
Дт 90 кт 43.
Про распределение косвенных затрат
Когда речь идет о прямых расходах, они могут быть легко отнесены к конкретной продукции. Но с косвенными расходами все не так просто. Они не могут быть привязаны к определенному продукту и поэтому должны быть распределены.
Прямые и косвенные расходы
Прямые затраты непосредственно связаны с изготовлением конкретной продукции, в то время как косвенные расходы необходимы для общего функционирования предприятия и не имеют отношения к производству конкретного товара.
Иногда бывает сложно классифицировать расходы. Например, стоит ли отнести амортизацию к прямым или косвенным расходам? Это зависит от типа оборудования. Если это станок, на котором производится конечный продукт, то амортизационные отчисления считаются прямыми расходами. Но если это устройство для бухгалтерии, то амортизация относится к косвенным затратам.
То же самое касается и аренды. Если помещение используется в основном для офиса, то расходы на аренду относятся к косвенным. Но если помещение является производственным цехом, то аренда считается прямыми расходами.
Отличия в бухгалтерском учете
Главное различие между прямыми и косвенными расходами в бухгалтерском учете заключается в их отнесении к расходам, уменьшающим налогооблагаемую базу.
Согласно законодательству, прямые расходы уменьшают базу налога на прибыль по мере реализации продукции. В то время как косвенные расходы включаются в расходы в полном объеме в том периоде, когда они были произведены.
Способы распределения косвенных трат
Существует несколько способов распределения косвенных трат в зависимости от особенностей предприятия и метода расчета себестоимости. Очень важно также выбрать правильную базу для распределения.
- Прямо пропорциональный метод: косвенные расходы распределяются в пропорции к количеству прямых трат.
- Метод прямых трат: расходы распределяются исходя из прямых затрат на производство.
- Нормативный метод: косвенные расходы распределяются согласно установленным нормам.
Заключение
Выбор метода распределения косвенных трат зависит от многих факторов, поэтому важно внимательно подходить к этому вопросу и выбирать наиболее подходящий метод для конкретного предприятия.
Если непроизводственные объекты не оказывают друг другу услуг, целесообразно выбрать самый простой способ распределения – прямой.
Если обслуживающие центры оказывают друг другу услуги в одностороннем формате, следует выбрать пошаговый способ.
Когда непроизводственные подразделения оказывают друг другу услуги на постоянной основе, применяется сложный двусторонний метод.
Итак, прямые и косвенные затраты различаются и по сути, и по содержанию. Прямые расходы необходимы для организации производственного процесса и напрямую включаются в себестоимость продукции, тогда как косвенные траты нужны для функционирования предприятия в целом и не могут быть включены в себестоимость конкретного изделия.
Классификация трат на прямые и косвенные расходы необходима для правильного исчисления налоговой базы и, соответственно, исключения претензий и санкций со стороны ИФНС. Разные виды трат уменьшают базу по налогу на прибыль в разное время: прямые затраты в момент реализации продукции, а косвенные – в том периоде, в котором были произведены.
Теперь наши полезные советы и новости можно прочитать в телеграме. Подключайте канал Современный предприниматель и будьте всегда осведомленными.
Коротко
Формирование маркетингового бюджета будет некорректным, если не принять в расчет неочевидные затраты. Например, оплату какого-нибудь маркетингового инструмента, такого как сервис сквозной аналитики. В дальнейшем это приведет к необъективному расчету маркетинговых метрик, таких как ROMI.
Перечислим группы статей расходов, которые могут входить в маркетинговый бюджет. Инструменты могут различаться в зависимости от специфики, величины бизнеса и конкретной рекламной кампании — мы перечислили возможные варианты.
Платный трафик
Сюда можно отнести контекстную и таргетированную рекламу, а также менее очевидные источники трафика. Например, Affiliate-маркетинг, поскольку бизнес будет платить вебмастерам за приведенных лидов. Также в эту категорию можно отнести размещение контента на сторонних площадках и оплату блогеров.
Оффлайн-реклама
Тут будут затраты на изготовление рекламных текстов, баннеров, видео- и аудиорекламу. Если этим не занимается подрядчик или человек из штата — тогда категория будет отражена в зарплате сотрудника. Сюда может относиться даже написание липовых отзывов на сайтах-отзовиках. В этом случае биржевые копирайтеры будут производить контент.
Оплата услуг исполнителя
Это может быть зарплата штатным сотрудникам или оплата услуг подрядчика, если его работа не отражена в подробной смете. Например, если дизайнер работает не на окладе, а позадачно, подготовку креативов можно отнести в категорию производство контента.
Разработка и оптимизация
Пример сметы работы контекстолога, где подробно отражены затраты на рекламный бюджет и работу специалиста — обобщенные данные пойдут в маркетинговый бюджет
Расходы на маркетинг и рекламу: как правильно распределять
В этой категории может быть разработка рекламного лендинга, чат-бота для воронки продаж или какого-нибудь спецпроекта: например, мобильной игры для вовлечения клиентов. Сюда же будет относиться их доработка: оптимизация или А/Б-тестирование.
SEO-продвижение
Также сюда можно отнести SEO-продвижение. Оно является условно-бесплатным источником трафика и отличается от платного меньшей точностью прогноза увеличения посещаемости и продаж.
Интернет-маркетинговые инструменты
Это могут быть платные конструкторы сайтов, чат-ботов, сервисы email-рассылки, сервисы сквозной аналитики и прочее.
Сбор информации
Средства могут быть потрачены на маркетинговые исследования: например, опрос потребителей или парсинг цен у интернет-магазинов конкурентов. Такие действия тоже будут входить в маркетинговый бюджет.
Промо-бюджет
Если в рекламной компании планируется проводить конкурс, в бюджете должны быть отражены издержки на призы и программы лояльности. Простой пример — приз в SMM-конкурсе за репост. Более сложный пример — издержки на дополнительные скидки, которые предоставляются клиентам за счет системы лояльности.
Прямые и косвенные расходы
Какие расходы относятся к прямым и косвенным зависит от вида деятельности.
Торговые компании к прямым расходам могут относить только стоимость приобретённых товаров и расходы на их доставку (ст. 320 НК РФ). Все остальные расходы в торговле будут косвенными.
Для производства, выполнения работ и оказания услуг в Налоговом кодексе прописано лишь несколько рекомендованных видов прямых расходов:
- Материальные расходы.
- Расходы на оплату труда работников, которые непосредственно занимаются производством, выполнением работ или оказанием услуг, а также страховые взносы с неё.
- Амортизация основных средств производственного назначения.
Полный перечень прямых расходов такие компании должны разработать самостоятельно, с учётом особенностей своей деятельности (письмо Минфина РФ от 06.12.2018 № 03-03-06/1/88527).
Компаниям, которые оказывают услуги, проще — они могут списывать все прямые расходы в текущем периоде вместе с косвенными (п. 2 ст. 318 НК РФ). Поэтому даже если распределить расходы неправильно — это не повлияет на расчёт налога на прибыль.
Обратите внимание: это касается только оказания услуг. На выполнение работ правило не распространяется.
Налоговое учет расходов в зависимости от оказания услуг или выполнения работ
Пример — постановление от 28.08.2018 по делу № А19-17641/2017. Компания занималась сейсмической разведкой и передавала заказчику отчёты на бумажных и электронных носителях — заказчик получал материальный результат, который мог использовать в дальнейшем или передать третьим лицам.
А в соответствии с п. 5 ст. 38 НК РФ услуга — это деятельность, которая не имеет материального выражения и потребляется во время осуществления. Поэтому здесь речь идёт не об оказании услуг, а о выполнении работ (п. 4 ст. 38 НК РФ).
Следовательно, компания не имела права списывать прямые расходы вместе с косвенными.
Определение прямых расходов и учёт в учётной политике
Организация должна самостоятельно определить и отразить в учётной политике методику распределения прямых расходов между выполненными и незавершенными работами (ст. 319 НК РФ).
Пример распределения прямых расходов
Компания АвтоПлюс занимается грузоперевозкками. К прямым расходам организация относит зарплату водителей, стоимость ГСМ и амортизацию автомобилей. Согласно учётной политике прямые расходы относятся на принятые заказчиками работы пропорционально объёму перевозок в тонно-километрах.
За месяц объем перевозок составил 150 тыс. т/км, из них заказчики подписали акты на 120 тыс. т/км. Общая сумма прямых расходов за месяц — 500 тыс. руб. Из них организация может списать при расчёте налога на прибыль:
500 тыс. руб. / 150 тыс. т/км х 120 тыс. т/км = 400 тыс. руб.
Таким образом, сложности при распределении расходов для налога на прибыль будут у компаний, которые занимаются производством или выполняют работы. Для них нет конкретного перечня прямых расходов, как в торговле, и они не могут списать прямые расходы вместе с косвенными, как при оказании услуг.
Как сформировать рекламный бюджет, исходя из задачи
Задачи могут быть абсолютно разными: увеличение охватов, сбор контактных данных или прямые продажи. Формировать бюджет, исходя из задачи проще всего, если можно спрогнозировать рентабельность инвестиций в маркетинг.
Важно: есть задачи, которые тяжело декомпозировать, чтобы посчитать их ROMI. Например, провести маркетинговое исследование с опросом потребителей. При решении такой задачи от маркетолога требуется узнать стоимость проведения работ и оценить, насколько это важно для бизнеса. Может, те же средства будет эффективнее вложить в качестве бюджета на контекстную рекламу.
Как сформировать маркетинговый бюджет на запуск нового бизнеса
Если бизнес только запускается и у него нет данных о чистой прибыли, стоимости привлечения клиента и прочих метриках, которые влияют на медиапланирование, нужно изучать схожие кейсы. Кейсы должны совпадать по нише, размеру бизнеса и каналу привлечения трафика.
На нашем сайте представлено более 10 000 кейсов, которые публикуют digital-агентства — подберите кейсы, схожие с вашей задачей.
Важность хорошего кейса
В хорошем кейсе будет указан рекламный бюджет, сроки проведения кампании, стоимость привлечения клиента и его средний чек. Расходы на подрядчика не указывают, поэтому их добавите сами. Не забывайте, что бюджет на контекстную рекламу зависит от множества параметров. Цена платного трафика растет с каждым годом — ищите кейсы посвежее, а также учитывайте конкуренцию, объем рынка и возможную сезонность.
Использование данных из кейса
Данные из кейса нужно сопоставить с предварительно рассчитанной юнит-экономикой. Так вы сможете хотя бы примерно вычислить максимальную стоимость привлечения одной продажи, которая будет рентабельна. Если продажа продвигаемого товара будет приносить копейки, проще положить деньги в банк под 8 % годовых — доходность будет больше.
Как сформировать маркетинговый бюджет на продвижение действующего бизнеса
В этом случае у бизнеса будут данные о среднемесячном количестве продаж, среднем чеке, а также издержках. На основе данных можно вычислить, сколько средств бизнес готов потратить на привлечение новых клиентов, чтобы достичь хорошего показателя ROMI. Если у бизнеса уже проводились рекламные кампании, можно оценить их эффективность и выделить столько бюджета, сколько потребуется на привлечение нужного количества клиентов.
Калькулятор рекламного бюджета
Калькулятор рекламного бюджета от 1PS.ru позволяет примерно оценить рекламный бюджет для достижения целевого количества конверсий.
Косвенные траты
Косвенные затраты связаны с производственным процессом, но не напрямую. Эти расходы нельзя отнести к производству конкретного вида продукции, и они не включаются в неизменном виде в себестоимость готовых изделий (выполненных услуг).
К косвенным тратам относят:
- Заготовительно-складские расходы на материалы в смете в процентах
Зачем знать и как рассчитать
Иногда владельцу бизнеса сложно оценить, сколько должны стоить его товары или услуги. А придумать план действий по снижению цен ещё сложнее. В обоих случаях помогает расчёт себестоимости. Что это за величина и как ею управлять — в статье.
Зачем бизнесу контролировать себестоимость
Себестоимость напрямую влияет на прибыль и рентабельность компании. Выходите на новый рынок? Нужно рассчитать стоимость создания продукта, чтобы понять, сколько денег придётся вложить и какова потенциальная прибыль. Для предприятия наступают сложные времена? Можно запланировать снижение себестоимости: например, попытаться найти более дешёвое сырьё.
С помощью себестоимости корректируют стратегию развития. Например, рассчитывают точку безубыточности — объём выручки бизнеса, при котором он покрывает свои расходы. А чтобы точно определить расходы, нужно сначала рассчитать стоимость работ.
Анализ себестоимости и его влияние на бизнес
Анализ себестоимости помогает не только с отслеживанием финансов, но и с решением повседневных задач. Например, позволяет понять, какие статьи затрат растут быстрее других, или сравнить стоимость материалов, закупленных у различных поставщиков.
Пример: маленькая свечная мастерская
У Анны есть небольшая свечная мастерская, где ежемесячная прибыль составляет 80 000 рублей. Решив улучшить качество своей продукции, она нашла поставщика более качественного воска. Новый поставщик предлагает воск по цене, на 50% выше, что повлекло за собой увеличение себестоимости свечей на 20%.
Результаты и их анализ
Было ли увеличение себестоимости оправданным? Не оттолкнуло ли повышение цен клиентов? Проведя анализ, Анна выяснила, что работа с более качественным сырьем принесла увеличение продаж и снижение возвратов. Прибыль компании выросла на 30%, достигнув отметки в 105 000 рублей в месяц.
Компоненты прямых затрат
Прямые затраты включают в себя:
- Расходы на сырье,
- Основные материалы,
- Покупные полуфабрикаты.
Прямые затраты при расчете точки безубыточности, как правило, являются переменными затратами, так как изменяются в зависимости от объема производства.
Следует отметить, что точный анализ себестоимости имеет решающее значение для управления финансами и принятия обоснованных решений в бизнесе. Он помогает понять, какие издержки генерируют прибыль, а какие – нет, что позволяет максимизировать эффективность деятельности и повысить конкурентоспособность предприятия.