Сегментация рынка, выбор целевых сегментов, позиционирование и репозиционирование, разработка комплекса маркетинга

Ростов-на-Дону — 2006

Психология девиантного поведения

Место проблематики отклоняющегося поведения в системе научного знания

Методологические вопросы, связанные с изучением отклоняющегося поведения. Подходы к изучению отклоняющегося поведения: философский, персонологический, социально-психологический, социологический.

Подходы различных дисциплин к изучению отклоняющегося поведения

Методы изучения девиантного поведения

Общеметодологические принципы изучения отклоняющегося поведения

Методы изучения отклоняющегося поведения

Основные психологические подходы к изучению отклоняющегося поведения. Соотношение понятий и терминов дисциплины.

Соотношение понятий и терминов дисциплины

Понятие нормы и виды норм в психологии девиантного поведения

Теоретическое представление о нормах

Понятие нормы в психологии девиантного поведения

Понятие социальной нормы, генезис и функционирование социальных норм

Теории девиантного поведения

  • Теория социального напряжения
  • Теория приклеивания ярлыков
  • Классический и современный психоанализ
  • Аналитическая психология Юнга
  • Индивидуальная психология Адлера
  • Карл Роджерс — центрированная на человеке теория
  • Д. Доллард, Н. Миллер

Психологические аспекты изучения и коррекции отклоняющегося поведения

  • Агрессия и агрессивное поведение
  • Характерологические особенности личности и их связь с девиантным поведением
  • Общая характеристика акцентуаций характера по А.Е.Личко
  • Классификация типов акцентуаций по Г.Шмишеку
  • Специфические причины девиантного поведения подростков
  • Контроль и коррекция девиантного поведения
    • Система социального контроля
    • Коррекция личности девианта

Раздел IV. Виды девиантного поведения

Причины и факторы наркотизации

Признаки употребления наркотических веществ

Признаки и критерии оценки деструктивности религиозной организации и использования ею психологического насилия

Новые (неклассические) виды девиантного поведения

  • Терроризм как девиантное поведение
  • Девиантное поведение, связанное с использованием компьютера и Интернета
  • Современная Россия и проблемы девиантного поведения

Введение в девиантологию

Перед студентом, только начинающим знакомство с вопросами, связанными с отклоняющимся поведением неизбежно возникает ряд трудностей. Читатель, пролистывающий многочисленные пособия, просматривающий изловленные в сети рефераты, очень скоро сформирует обо всем этом впечатление разрозненности и поверхностности изложенного.

Ему станет казаться, будто найденные тексты либо безосновательно посягают на всеобщность, либо, напротив, излишне уходят в частности, а то и чередуют первое со вторым. Этим список претензий не исчерпывается, и более проницательные заметят в таких текстах попытку рассмотреть и объяснить все так, как автору видится с его – скажем деликатно – наблюдательного поста.

Этот пост может располагаться на территории самых разных наук, а, как известно, одна и та же действительность с разных позиций видна по-разному. Авторы вооружены различными зрительными приборами, и то, что они видят в них – видят различно еще и по этой причине.

Наконец, обучаясь — каждый в своих школах, они и объектом научного внимания избирают не одно и то же. Впрочем, такое предисловие для читателя-психолога можно было бы сократить, сравнив ситуацию с тестом тематической апперцепции – где в одной и той же картине каждому испытуемому видится свой сюжет.

Тем не менее, этот абзац написан для того, чтобы верно настроить читателя и избавить его от соблазна уделять слишком много внимания и сил критике того, что ему предстоит прочесть, как здесь, так и в других источниках.

Значительно полезней будет пытаться всюду извлечь содержательно важную суть, памятуя о том, что субъективность позиций и мнений – неотъемлемое свойство всякого человека, в том числе и авторов пособий по девиантному поведению.

Девиантология в литературе

Относительно недавно в литературе, имеющей отношение к отклоняющемуся поведению начало появляться обобщающее название – девиантология. Причины возникновения неологизма довольно очевидны, а необходимость выдвижения этого термина объясняют приблизительно следующим образом.

Исследование отклоняющегося поведения

Весьма справедливо указывается, что отдельные, давно сформировавшиеся науки не способны полностью изучить и объяснить отклоняющееся поведение, ибо имеют возможность делать это только в пределах собственного предмета и методов.

Отношение к отклоняющемуся поведению

Например, один и тот же злоумышленник, укравший с прилавка булку, в свете различных наук будет рассматриваться по-разному.

  • Социолог будет интересоваться к какому общественному слою относится этот субъект и что в этом слое может склонять его представителей к краже.
  • Психолог будет анализировать личность злоумышленника и искать причины его поведения.
  • Юристу-практику придется правильно квалифицировать действие в юридическом смысле.

Специализированные методы

Полнота картины возникнет лишь тогда, когда ученые обмениваются результатами и используют методы друг друга. Создание особой девиантологической методологии становится здесь важным аспектом.

Проблемы интеграции дисциплин

Однако интеграция всех дисциплин изучающих отклоняющееся поведение в одну науку затруднена. В Введении в девиантологию приводится список характерных черт, отсутствующих у данной науки:

  • Свой, четко очерченный круг проблем и область изучения.
  • Наличие профессионального сообщества ученых девиантологов.
  • Специализированная профессиональная периодика.
  • Собственная система подготовки специалистов.

Разнообразие подходов

Два специалиста, пришедшие в девиантологию из разных наук, будут руководствоваться разными правилами осуществления научных действий, находить в одном объекте разный предмет изучения и наделять этот объект разной степенью важности в соответствии со своими стереотипами и мировоззрением.

Подход ученого к изучаемому объекту

Конкретный ученый имеет свою субъективность и избирает для изучения то, что соответствует его системе ценностей и интересам. Его рассмотрение объекта будет зависеть от принятой им общественной морали и личной совести.

Исходя из вышеизложенного, интеграция различных дисциплин для изучения отклоняющегося поведения представляется сложной задачей, однако сотрудничество и обмен результатами могут способствовать созданию более полной картины данного явления.


Переведено с помощью www.DeepL.com/Translator

Системный подход в исследованиях поведения

Надо заметить, что сама склонность современных исследователей изучать объект системно – то есть с учетом всех его взаимосвязей и динамики, плюс к тому – под разными углами зрения, есть во многом дань современной научной моде, приблизившейся по своему масштабу к новой парадигме.

Эта мода называется системным подходом или синергетикой – теорией самоорганизующихся систем, а берет свое начало еще в гегелевской диалектике. Сама по себе идея одновременного учета всего, что надлежит учесть, безусловно, хороша, но, к сожалению, зачастую не соответствует действительности. На настоящий момент эти научные настроения – скорее идеальное долженствование и цель, к которой стремятся, нежели метод, которым уверенно пользуются. Говоря образно, это а не парус.

Девиантное поведение как предмет междисциплинарных исследований

Итак, мы будем считать, что девиантное поведение – область междисциплинарных исследований, а не предмет какой-то особой науки. На настоящий момент научный обмен в этой области осуществляется фактически именно на междисциплинарном уровне: с одной стороны, он проходит через публикации и конференции; с другой – результаты, полученные одними специалистами, осмысляются другими под своим углом зрения, после чего изыскиваются способы использования нового, заимствованного, знания.

Опасности при исследовании поведения

Наконец, читателя надлежит предостеречь против еще одной опасности. При чтении статей и пособий по отклоняющемуся поведению возникнет (а некоторыми авторами будет даже навязываться) соблазн считать термин поведение системообразующим понятием.

Дескать, что бы ни думал, ни чувствовал и ни делал человек – при этом он как-то ведет себя по отношению к действительности. При таком взгляде поведение приобретает опасный статус метакатегории, точно так же, как в свое время эта напасть приключилась с понятием деятельность.

Важность учета различных факторов при изучении поведения

Поведением нельзя описать всю область психического, и уж тем более – нельзя ее объяснить, ибо в абсолютном большинстве случаев какое-то поведение – лишь следствие всевозможных комбинаций биологических, личностных, или, наконец, социальных предпосылок и побуждений. Оно – только форма их проявления – зыбкий, обманчивый силуэт в луче волшебного фонаря.

Приступая к изучению теорий, описывающих отклоняющееся поведение, следует учитывать несколько моментов, касающихся теорий вообще.

Таблица: Факторы, влияющие на поведение

Фактор Влияние
Биологические Генетические предпосылки, болезни
Личностные Характер, мировоззрение, опыт
Социальные Культура, социальное окружение, воспитание
Психические Эмоции, чувства, мысли

Эти факторы являются основой для понимания и анализа отклоняющегося поведения, учитывая их взаимосвязь и влияние друг на друга.

Во-первых, всякая теория описывает и объясняет действительность с некоторой долей упрощения. При этом необходимо отбрасываются те черты действительности, которые с точки зрения этой теории малосущественны, ибо полный учет решительно всех особенностей объекта изучения невозможен. Применительно к отклоняющемуся поведению это означает, что никакая из теорий не способна объяснить всего круга явлений, то есть — всех видов и разновидностей девиантного поведения.

Во-вторых, любая теория в явном и неявном виде содержит указания на научные принципы познания, принятые этой теорией и реализуемые в процессе изучения действительности под ее эгидой.

Содержанием методологии любой науки являются:

  • мировоззренческие позиции, занимаемые исследователем;
  • идейно-теоретические принципы, определяющие подходы к изучаемым явлениям;
  • методы исследования, объясняющие различные феномены;
  • результаты, получаемые в ходе проводимых исследований.

Таким образом, во всякой теории, в полученных с ее помощью результатах, всегда можно проследить ее философско-мировоззренческий источник, теоретические основания и прочее.

Традиционно, и с некоторой долей упрощения, все теории, объясняющие девиантное поведение сводятся к трем типам: биологические, психологические и социологические.

Иногда этот список представляют в расширенном виде:

  1. теории, использующие биологический подход к объяснению природы девиантности;
  2. теории, использующие подход психологии личности;
  3. теории, использующие социологический подход к объяснению девиантного поведения;
  4. теории, комбинирующие различные подходы;
  5. гуманистический подход и связанные с ним дискуссии о природе человека.

(Здесь полезно обратить внимание на то, что в этот список не попадают какие-либо правоведческие теории, но это и очевидно: ведь теории, выведенные в правовой области знания, не могут посягать на объяснение, а носят лишь описательный и систематизирующий характер, а опираются, в свою очередь, на построения психологии и социологии).

Подходы различных дисциплин к изучению отклоняющегося поведения

Любой исследователь – вне зависимости от того, какими теориями он руководствуется в своей работе, — так или иначе, решает философский вопрос понимания и трактовки человека, как такового.

Можно привести несколько исторических типов такого понимания:

  • Человек един с природой, и, одновременно, обособлен от нее – он занят (и должен быть занят) поисками своего гармоничного места в мире;
  • Человек богоподобен, и это дает ему некоторые основания стремиться занять в мире место, достойное такого положения, и ему сообразное;
  • Человек – образ и подобие Божье – проводник Его воли в мире, и это предначертание до некоторой степени лишает человека самостоятельной инициативы, а его познавательную и преобразовательную деятельность окрашивает фатальными красками;
  • Человек – венец природы, высшее ее творение, и на этом основании перестраивать мир под учетом собственных интересов и желаний;
  • Человек заблуждался в прежних трактовках себя, и должен вновь искать свое место в мире – так, чтобы своей активностью не нарушать природной гармонии, а ей способствовать.

Внутреннее противостояние в человеческом обществе

Но этот список относится скорее к человеческому обществу, нежели к отдельно взятому индивиду – для него же, для индивида, должен быть решен вопрос о противостоянии в нем самом божественного и животного начала (или разумного и животного). Те или иные мировоззрения стоят на позициях или другой крайности, есть и такие, которые пытаются разрешить или снять противоречие.

Наиболее блестящее, концентрированное выражение это противостояние нашло в знаменитой реплике, вложенной Достоевским в уста Дмитрия Карамазова:

Всякому понятно, что это сверх человеческое, фантастическое, но, тем не менее, понятно, что сам идейный смысл должен быть высшей оценкой нашей цивилизации в целом.

Применительно к отклоняющемуся поведению, приведенное выше противоречие ведет к постановке очень важных вопросов:

  1. Какова мера произвольности поведения (может ли человек разумно руководить своим поведением и видоизменять его)?

  2. Какова должна быть мера его ответственности за свои поступки в том и другом случае?

  3. Каков прогноз на будущее человека и человечества?

Надо особо заметить, что и сама внутренняя борьба добра со злом (божественного скотским; разумного с животным) трактуется по-разному:

  • как вынужденное терзание – оно плохо осознаваемо, мешает человеку жить и стремиться к удовлетворенности (гомеостазу, организмической валидности и т.п.);

  • как требующее труда и нравственных усилий самосовершенствование, осуществляемое через постоянный анализ себя;

  • как высший смысл человеческого бытия – через этот процесс должна осуществиться (и тем-то именно постоянно осуществляется) победа добра.

Второе отличается от третьего тем, что не требует от человека религиозной веры – то есть отличается по целям, а не по способу достижения.

Философия и ее вопросы

Философия имеет дело с наиболее общими вопросами, касающимися человеческой жизни и мира – того мира, в котором человек живет и действует.
Эти вопросы связаны:

  • с наличием причины и цели существования мира;

  • со смыслом жизни человека, с возможностью его изыскать;

  • с границами возможности познания, при том условии, что это познание осуществляет живой человек со всеми присущими ему особенностями, слабостями и достоинствами;

  • с категорией свободы и возможностью для человека пользоваться этой свободой.

Однако не следует забывать, что философия, вообще говоря, не является наукой, ибо наука – в привычном смысле – должна опираться на данные опыта, обобщенные в теориях их описывающих и объясняющих с той или иной успешностью и широтой охвата. Причем опытные данные выступают решающими факторами, источниками теоретических построений, а не только способами верификации/фальсификации последних. Но философские вопросы не могут быть однозначно подтверждены опытом — не случайно их называют “вечными”. Можно ли окончательно доказать, что существует смысл жизни, так же, как и доказать, что его не существует? Смысл жизни (так же, как и свободу воли или цель вселенной) нельзя пощупать, потрогать или измерить. Один человек чувствует себя рабом обстоятельств и убедительно доказывает это, другой опьянен своей свободой — и она для него очевидна.

Философский уровень осмысления проблем отклоняющегося поведения

Итак, можно сказать, что философский уровень осмысления проблем связанных с отклоняющимся поведением- высший уровень. Ведь отвечая на основные девиантологические вопросы — что есть норма, а что отклонение – мы фактически решаем философскую проблему.

Интересы психологии личности

Один из главных интересов психологии личности — стремление понять, что лежит в основе поступков человека. У каждого человека есть свой внутренний мир. Свой особый комплекс представлений, эмоциональных реакций, переживаний, склонностей поступать определенным образом. По каким законам функционирует этот внутренний мир? Ответ на этот вопрос связан с тем или иным взглядом на природу человека.

Теории личности

Любая теория личности — это система идей, которая объясняет, что представляет собой человек (т.е. выявляет, относительно постоянные характеристики личности), как он себя ведет и чем он руководствуется в своем поведении. В какой мере его поведение осознаваемо или может быть осознанно впоследствии? Теории личности – это обоснованные умозаключения относительно природы человека, которые обязательно должны иметь эмпирическое подтверждение. Теория должна не только объяснять прошлое и настоящее поведение человека, но и предсказывать будущее.

Таким образом, можно условно считать (в части, нас касающейся), что теории личности описывают, объясняют и предсказывают человеческое поведение. Если теории этих функций не выполняют, они отвергаются научным сообществом, как недостоверные (что, например, произошло так называемой дианетикой Хаббарда).

Структура личности

Следует понимать, что любая теория — это модель, упрощенное описание самого сложного объекта изучения — человека. Несмотря на разницу в содержании каждой из теорий личности, их основные компоненты — наиболее серьезные вопросы, нуждающиеся в разрешении — во многом совпадают.

Перечислим эти вопросы:

  • Вопрос о структуре личности
  • Вопрос о мотивации
  • Вопрос о развитии
  • Вопросы психопатологии
  • Вопросы, связанные с проблемой психического здоровья
  • Вопрос о терапевтическом воздействии на личность

Важные вопросы

Структура личности

Любая теория личности рассматривает вопрос о том, что представляют собой стабильные, неизменные аспекты поведения человека, и в каком взаимном отношении они состоят.

Мотивация

Психологи стремятся объяснить, почему люди поступают так, а не иначе. Вопрос о мотивации затрагивает изменяющиеся, динамические особенности поведения человека, например, об изменении системы ценностей с возрастом.

Развитие

На развитие человека действуют самые разнообразные факторы: наследственность, семья, социальная среда — какова роль тех или иных факторов в процессе развития личности? Каковы закономерности этого процесса?

Психопатология

Чем норма отличается от патологии? Где проходит их граница? Каковы причины, каков механизм формирования той или иной патологии?

Психическое здоровье

Любая теории должна предложить критерии оценки здоровой личности.

Терапевтическое воздействие

Как помочь людям с различными психическими отклонениями?

Социальная психология: ключевые аспекты

Из этого краткого перечисления проблемной области психологии личности, видно, что большинство вопросов имеют ценность с позиции интересов изучения девиантного поведения.

Психология личности vs. Социальная психология

Социальная психология — одна из самых молодых отраслей знания о человеке и обществе. Для того чтобы понять суть этой науки, Дэвид Майерс дает следующее нестрогое определение: Социальная психология – наука, изучающая, как люди думают друг о друге, как они влияют друг на друга и как относятся друг к другу.

Отличия в предмете изучения

По Хагурову: Социальная психология изучает устойчивые, повторяющиеся психологические феномены, лежащие в основе социального поведения людей, их отношения друг к другу и характерные способы мышления. В отличие от социологии, которая изучает возникновение общества из взаимодействия индивидуальностей, и психологии личности, которая интересуется индивидуальностями самих людей, социальная психология фокусируется на психологической и поведенческой схожести этих индивидуальностей.

Общность и различия с другими дисциплинами

Майерс отмечает, что социальная психология и социология изучают группы, в то время как внимание психологии личности сосредоточено на индивиде (но не на группе). В этом смысле группа, или ближайшее окружение человека, интересует социального психолога потому, что она оказывает влияние на личностные характеристики индивида.

Подходы в социальной психологии

В своем объяснении человеческого поведения, социальная психология опирается на два основных положения:

  1. Власть ситуации: непосредственные условия, в которых происходит поведение, оказывают огромное влияние на само это поведение.
  2. Власть личности: разные люди в одних и тех же ситуациях ведут себя по-разному, выбирая для себя различные подходы к решению проблем.

Таким образом, человеческое поведение рассматривается как результат сложного взаимодействия личностных и ситуационных факторов.

Значение при изучении девиантного поведения

Подобный подход оказывается весьма ценным при изучении девиантного поведения и анализе его проявлений. Различные социальные ситуации можно рассматривать как проверку на девиантологическую прочность, где одни люди демонстрируют нормальное поведение, а другие становятся девиантами.

Другие аспекты интереса социальных психологов

Кроме изучения девиантного поведения, социальные психологи также интересуются явлениями, такими как конформизм, социальное мышление, любовь и дружба, восприятие себя и других в социальных отношениях и другие.

Криминология: наука о преступлениях

Криминология — это наука о преступлениях (от лат. crimen — преступление и греч. logos). Криминология — одна из самых древних наук о человеческом поведении, несмотря на то, что само название “криминология” появилось относительно недавно.

Развитие криминологии в ХХ веке

В ХХ веке наука о преступлениях синтезировала достижения таких наук, как юриспруденция, психология и социология и выделилась в самостоятельную междисциплинарную область знания. Криминология изучает не только закономерности отдельных преступлений — индивидуального преступного поведения, но и закономерности преступности, как общественного явления.

Интересы криминологии

Для криминолога одинаково интересно то, как и почему некто совершил преступление и то, почему и как совершают преступления вообще, в том городе, где живет этот некто. Почему совершает преступление человек? Почему для решения жизненной проблемы выбирается преступный путь? Что делать для того, чтобы не допустить этого?

Эмпирический подход

Криминология — эмпирическая наука. Об этом стоит сказать подробнее, поскольку это определение во многом проясняет взаимосвязь криминологии и проблематики девиантного поведения. Проблемы криминологии локализованы в пространстве и времени, а эмпиричность криминологии связана с прикладным характером науки.

Роль криминологии

Задача криминолога — не только объяснение преступности, но и выработка рекомендаций по борьбе с ней. Борьба возможна только с конкретной преступностью, в конкретном обществе, в конкретную историческую эпоху.

Девиантное поведение

Криминологи ориентированы на поиск базовых причин преступности, коренящихся в общественном устройстве и отношениях между его членами. Преступность — статистическое явление, связанное с деятельностью большого количества членов общества.

Социологический подход

Социологи также изучают девиантное поведение, рассматривая его как социальное явление, не соответствующее установленным нормам общества. Они придают важное значение социальным институтам и вопросам о социальном контроле.

Заключение

Исследование девиантного поведения требует комплексного подхода и взаимодействия различных дисциплин, как криминологии, так и социологии.

Вопросы социализации

Не менее интересны вопросы, касающиеся социализации членов общества. Ведь социализация – это не что иное, как воспроизведение нормальных (с позиций данного общества) индивидов. Почему не все люди оказываются в результате нормальными? Почему процесс социализации дает сбои?

Изучение культуры

Культура, как совокупность норм, ценностей и идей, упорядочивающая жизнь людей, придающая их жизни смысл и направление – еще один из предметов изучения социологии, очень интересный для прояснения причин отклоняющегося поведения. Ведь именно закрепленные в культуре матрицы мышления и социального взаимодействия, определяют формы отклонений в конкретном обществе. Анализ девиантности дает массу интересного материала, равно, как и наблюдения за изменениями в культурной сфере, влияющими на поведение и мышление людей.

Объект и предмет изучения

Таким образом, можно обобщенно заключить, что все дисциплины, так или иначе относящиеся к изучению отклоняющегося поведения, имеют общий (частично совпадающий) объект и расходятся в предмете своих интересов. Таким объектом выступает индивид или некоторая совокупность людей, а предмет определяется, исходя из того, что предполагают считать детерминантами отклонений:

  • личностные предпосылки;
  • влияние ближайшего окружения;
  • общественные условия.

Изучение отклоняющегося поведения

Психология личности изучает, какие биологические, характерологические, ценностно-ориентационные, мотивационные и прочие особенности могут склонять индивида к тем или иным видам девиаций, а также характер протекания и способы коррекции последних.

Социальная психология изучает то, как влияет на индивида значимое для него окружение, в какие группы вовлечен индивид, как он (обладающий теми или иными личностными особенностями) действует в той или иной групповой и общественной ситуации.

Социология интересуется вопросом, какие общественные условия и процессы определяют те или иные виды поведения людей, причем их индивидуальные особенности, по возможности, должны быть при этом элиминированы вовсе или же сведены к наиболее общим типам.

Вопросы для самопроверки

  1. Какие причины склоняют исследователей к попыткам выделения девиантологии в самостоятельную науку?
  2. Какие имеются к этому препятствия? Какие из них являются, на Ваш взгляд, принципиальными, а какие устранимы с течением времени?
  3. Почему и как в любой научной позиции можно усмотреть ее философско-мировоззренческое основание? Попробуйте привести пример.
  4. Какие задачи (применительно к отклоняющемуся поведению) должна решать любая теория личности?
  5. Попытайтесь сформулировать определение понятия отклоняющееся поведение с позиции социологии.

Методы изучения девиантного поведения.

Научное исследование: постановка проблемы и целей

Любое научное изучение чего-либо – в том числе и отклоняющегося поведения — начинается с постановки и определения проблемы.

Все научные проблемы можно разделить на два вида: теоретические и прикладные.

Теоретические и прикладные проблемы

Теоретическая проблема связана с отсутствием каких-либо знаний об изучаемой области действительности. Например, какие именно факторы обеспечивают преступность, как явление — это теоретическая проблема.

Если от ученого требуется дать рекомендации по снижению преступности в конкретном городе, если неизвестно, что именно определяет динамику преступности в данном городе, то он имеет дело с прикладной проблемой.

Таким образом, теоретические проблемы связаны с приращением научного знания, а прикладные — с использованием этого знания в практических, точно определенных целях.

Определение объекта и предмета изучения

Затем определяются объект и предмет изучения – то есть то, что будет взято для изучения, и что нам угодно об этом узнать.

Выдвижение целей и задач

Следующим действием становится выдвижение целей изучения — то есть уточнение и конкретизация предмета в определенных формулировках, не оставляющих места разночтению, размытости, неопределенности, излишней всеобщности.

Отчетливо сформулированные цели помогают отбросить обилие лишних фактов, с которыми исследователь неминуемо встречается в ходе работы.

Для достижения целей определяются задачи, которые надлежит при этом решить (действия, которые следует предпринять и осуществить).

Задачи также понимаются, как промежуточные этапы, необходимые для достижения цели.

Гипотезы и методы исследования

Сознание исследователя базируется на уже имеющихся у него знаниях и представлениях. Именно так совершается (пока еще индуктивный) переход от целей к задачам через выдвижение гипотез.

Гипотезы обладают принципиальной возможностью положительного и отрицательного разрешения, а также невозможностью априорного разрешения до опытной проверки.

Для решения этих задач, предельно формализованных в гипотезах, выбираются пригодные методы.

Результаты и дальнейшее изучение

Научное исследование несет важное значение результатов.

Результаты проверяют правильность и эффективность взятых для исследования методов, и также служат основанием для выдвижения последующих гипотез.

Дальнейшее изучение области действительности основывается именно на полученных результатах.

Пример

Предположим, изучается вовлеченность лиц юношеского возраста в тоталитарные секты.

  • Проблема (прикладная): Как обезопасить лиц юношеского возраста от опасности тоталитарных сект?
  • Объект: Юноши и девушки заданного возрастного диапазона.

Причины присоединения к тоталитарным сектам

Предмет — причины, по которым они это делают. (Эта формулировка чрезвычайно размыта, и потому должна быть конкретизирована в целях. Например, причинами могут быть: отсутствие объективной возможности примкнуть к социально-положительным группам; целенаправленная активность действующих адептов сект; низкая социализированность; личностные особенности, и т.п. Предположим, мы остановились на последнем варианте.)

Цели

Цели – выяснить, какие именно личностные особенности могут склонять юношей и девушек к вхождению в тоталитарные секты. (Но и эта формулировка, строго говоря, должна быть конкретизирована, в зависимости от того, на каких теоретических основаниях мы строим свои предположения. К тому же, в данном примере следует учитывать, какие именно секты имеются в виду.)

Гипотеза

Гипотеза – Высокая конформность (или какие-либо психопатические черты, или низкий статус в коллективе, и т.д.) является значимым фактором, отличающим неофитов тоталитарных сект от лиц юношеского возраста, в таких сектах не состоящих

Задачи

Задачи – сравнить уровень конформности (выраженность психопатических черт, групповой статус) у представителей экспериментальной и контрольной группы.

Методы

Методы – Теоретический анализ литературы. Сравнительное эмпирическое исследование. Психологическое тестирование. (Эти общие методы в дальнейшем будут конкретизированы с помощью специально подобранных методик (например, Томаса, СМИЛ, социометрии).

Результаты

Результаты – Предположим, какое-то наше предположение подтвердилось. Но это еще не дает достаточного знания. В самом деле: если выяснилось, что члены сект достоверно конформнее, что это значит – в секты приходят уже конформные люди, или их делает такими пребывание в секте? Так результат может послужить поводом и основанием для дальнейших изысканий, и если, допустим, окажется справедливым первое объяснение, – то мы даем рекомендацию, скажем, тренировать способность к отстаиванию своего мнения, к независимому поведению в группе, и т.п.

Методы изучения отклоняющегося поведения

В нашем примере мы использовали определенную категорию методов. Однако полнота изучения того или иного вида отклоняющегося поведения (как явствует из всего сказанного в предыдущей теме) требует использования целого комплекса методов, заимствованных из разных наук.

Приведем краткий перечень этих методов.

Социологические методы

  • Опросы
  • Интервью

Основные этапы проведения опроса:

  1. Составление анкеты
  2. Пилотажная проверка
  3. Формирование выборки
  4. Опрос
  5. Обработка, анализ и интерпретация результатов

Сравнение уровня конформности

Примерный план действий:

  1. Создание гипотезы — сформулировать гипотезу о влиянии высокой конформности на вступление в тоталитарные секты.
  2. Определение целей — определить цели исследования и понять, какие результаты необходимы для его ус
  3. Подбор методов — выбрать подходящие методы для тестирования конформности участников
  4. Проведение и анализ — провести исследование, обработать данные и проанализировать результаты.
  5. Выводы и рекомендации — сделать выводы на основе полученных результатов и выдвинуть рекомендации для дальнейших исследований.

Составление анкеты и интервью в социологических исследованиях

По отношению к составлению анкеты важно соблюдать несколько принципиальных требований.

Тематический подбор вопросов

Во-первых, вопросы должны максимально соответствовать изучаемой проблеме.

Структура вопросов

Во-вторых, приемлемая структура вопросов — закрытые и открытые вопросы. Ответы на закрытые вопросы легче анализировать, но могут подгонять респондента под шаблон ответа, что снижает информативность. Открытые ответы более информативны, но их сложнее анализировать.

Понятность вопросов

В третьих, вопросы должны формулироваться просто, чтобы респондент мог легко их понимать и отвечать на них.

Интервью как метод исследования

Интервью является разновидностью опросного метода. Различие между опросами и интервью условно. Интервью обычно более глубокие и интересные, но сложнее проводить. Интервью могут быть структурированными, частично структурированными и неструктурированными.

Метод анализа документов

Среди методов, заимствованных у социологов, стоит отметить метод анализа документов. Документы делятся на личные (дневники, письма, фотографии) и официальные (статистика, печатные издания). Изучение документов позволяет получить глубокий анализ проблем и взглядов людей.

Проведение опросов и интервью, а также анализ документов — важные компоненты социологических исследований.

Тесты и опросы в психологических исследованиях

Читатель-психолог по прочтении этого параграфа, по всей видимости, проявит некоторое недоумение, ибо в перечисленном легко узнает те методы, которые прежде вполне справедливо считал методами чистой психологии. Но, во-первых, эти методы действительно имеют социологическое происхождение.

Опросники и тесты

Опросы и интервью отражают собственно психологические характеристики не напрямую, а опосредованно и субъективно. Тестовые методики диагностируют преимущественно психические свойства, интеллектуальные, профессиональные и творческие способности, тогда как опросные исследуют характерологические особенности, свойства личности, структура мотивации и т.д.

Различия между тестами и опросами

Разница имеет принципиальный характер. Тест сопоставляет результаты испытуемого с нормой, и его применение тем меньше, чем менее определенно изучаемое свойство. Само слово тест означает испытание, что предполагает наличие четко определенного критерия. Если критерий условен или не определен, применение понятия тест может быть неуместно.

Проективные тесты и опросники

Существуют проективные тесты, такие как тест Роршаха, которые переносят терминологию с одного понятия на другое. В таких случаях лучше использовать слово методика. Опросник же помогает исследователю узнать мнение испытуемого.

Сложности при применении тестов и опросов

Применение тестовых и опросных методик имеет ряд сложностей, связанных с достоверностью информации:

  • Соответствие методики проблеме;
  • Адекватность ответов испытуемых;
  • Субъективность исследователя в интерпретации результатов.

Эксперимент и наблюдение в социологии и психологии

Так называемый классический эксперимент состоит в следующем: объект подвергается воздействию каких-либо факторов, которые (согласно гипотезе) влияют на изучаемый нами феномен.

Опасности для исследователя здесь состоят в том, что возникает соблазн считать, что те изменения, которые он фиксирует, происходят именно из-за его воздействия, и такому исследователю не помешает вспомнить римскую юридическую мудрость: После того – не значит: вследствие того. Это означает, что исследователю надлежит принимать во внимание иные факторы, кроме привнесенных им, а так же – учитывать возможное действие факторов остаточных, неучтенных.

В этом смысле многие сравнительные эмпирические исследования, строго говоря, нельзя назвать экспериментом.

Классический эксперимент

Если сопоставляются те или иные свойства в группах, между которыми имеется очевидное качественное различие, то даже если эти свойства также окажутся достоверно разными, то все-таки останется не выясненным вопрос, что именно обусловило эти различия? Иногда такие исследования пытаются называть констатирующим экспериментом, но это не верно. Всякий эксперимент обязательно констатирует какой-нибудь факт (даже такой: Ничего установить не удалось),– но не всякое исследование есть эксперимент, и некоторые из них могут называться лишь измерением – не более.

Наблюдение

Ученый становится непосредственным участником тех процессов, которые он изучает. Погружаясь в изучаемую социальную реальность, глядя на события глазами участника, ученый способен проникнуть в специфику мироощущения интересующей его категории людей.

Заметим, что обычно подобная информация исследователю оказывается недоступной, ведь проникнуть в суть жизненного мира какой-либо социальной группы, можно только “став своим” в ней. Особый интерес представляет этот метод для изучения замкнутых сообществ — профессиональных преступников, проституток, наркоманов, сект.

Психология наблюдения

В психологии различают прямое и косвенное наблюдение. По характеру контактов с изучаемыми объектами наблюдение подразделяется на непосредственное и опосредованное, по характеру взаимодействия — включенное и невключенное (со стороны) наблюдение.

Метод наблюдения широко используется и в юридической практике в познавательных целях, например следователем в ходе проведения следственных действий, и в этом смысле может считаться также принадлежащим к группе криминологических методов. Вообще же, наблюдение – метод общенаучный.

Научность наблюдения

Необходимо особо подчеркнуть, что оно приобретает и сохраняет статус научности только тогда, когда не является пассивным созерцанием, и не выхватывает из увиденного бессистемных, случайных впечатлений, к тому же пропущенных сквозь фильтр интересов, установок и предубеждений. Научность наблюдения обеспечивается строгим планированием того, что надлежит увидеть, заранее определенными критериями того, как выявить искомое, фиксацией результатов наблюдения (опять-таки по загодя составленной схеме).

Разумеется, все перечисленное целиком относится и к методу беседы.

Цель беседы

Основное назначение беседы состоит в том, чтобы в процессе общения с субъектом получить необходимую информацию о нем и других лицах. В ходе беседы составляется мнение об индивидуальном развитии человека, его интеллекте, психическом состоянии, о его отношении к тем или иным событиям, людям. И хотя с помощью беседы далеко не всегда удается получить исчерпывающую информацию, тем не менее, она помогает лучше узнать субъекта, определить по отношению к нему наиболее правильную тактическую линию поведения.

Изучение отклоняющегося поведения

При изучении вопросов, связанных с отклоняющимся поведением, анализ таких источников может дать исследователю неоценимую информацию. Причем она может быть использована в трех наиболее широких аспектах:

  • с диагностическими целями по отношению к конкретному индивиду;
  • с диагностическими целями, связанными с выявлением в таких самоописаниях наиболее типичных черт, присущих этой категории людей;
  • в терапевтическом плане – как способ самоанализа.

Биографические описания наркоманов

Так широко известны биографические описания наркоманов, по которым, согласно этой схеме, можно, во-первых, проследить решающие обстоятельства, склонившие их к вступлению на путь порока, и отношение к ним самого больного, выявить его индивидуальные механизмы психологической защиты, и т.п. Во-вторых, по таким описаниям можно составить эскиз типичной биографии наркомана, в состав которой, к примеру, в обязательном порядке включается наличие друзей, спровоцировавших первую пробу, зачастую легко выявляется отрицание, как доминирующий механизм защитной мотивации, и т.д. В третьих, самоотчеты и дневники, особенно составляемые в ходе (или после) прохождения терапии сами по себе являются средством рефлексии больного – заявленное (и/или действительно имеющее место) в них новое отношение к себе и наркотикам, к своему будущему — как минимум служит для него ориентиром. Теперь после вербализации – особенно письменной – этого отношения больной будет неосознанно стремиться к соответствию новому ориентиру, новой модели себя.

Значение самоотчетов и самоописаний

Говоря о самоотчетах и самоописаниях, психологу небесполезно будет вспомнить ту мысль, что всякая деятельность есть проекция личности на ту часть реальности, которая посредством этой деятельности преобразуется. (В картине есть частица личности самого художника.) В этом смысле самоотчеты и самоописания могут быть рассмотрены в качестве объекта для применения такого психологического метода, как метод анализа результатов деятельности.

Аспекты повести

Не стоит подробнее вдаваться в изложение сюжета повести, тем более что и сам создатель, судя по оценке психиатров, не совсем четко представлял, зачем он ее пишет и чем собирается закончить. Однако во время следствия Ряховский, как между прочим, заявил, что придет время и он отнесет повесть в издательство.

Фантастика как любимый литературный жанр

Фантастика — любимый литературный жанр маньяка. Он перечитал Азимова, Бредбери, других писателей. Вообще проявил начитанность. Упомянул как-то о романе Молчание ягнят, где рассказывается о его американском коллеге — людоеде докторе Лектере. Ряховский скептически отозвался о фильме, снятым по роману, подчеркнув, что в книге, в отличие от фильма, есть идея, философия.


Методы исследований

Заканчивая разговор о методах, следует сказать о различии между методами качественными и количественными. Они особенно эффективны в больших масштабах — когда нужно отразить состояние больших групп людей или наиболее общие закономерности. К этим методам относятся в первую очередь опросы, формализованные интервью и анализ официальных документов.

Качественные методы

Качественные методы более глубоки, и нацелены на обнаружение. Исследователь пытается выявить смысл, который люди вкладывают в свое поведение и в свои переживания. Обработка данных, собранных с помощью качественных методов подразумевает их содержательную интерпретацию. Помимо этого, может быть осуществлен статистический анализ встречаемости каких-либо содержательных категорий – так происходит индуктивный переход единичного, особенного — к общему, типичному.


Вопросы для обсуждения

  1. Попытайтесь разделить перечисленные методы на социологические, психологические и криминологические:
    • Опрос
    • Интервью
    • Тест
    • Эксперимент
    • Наблюдение

Отметьте для себя трудности, которые при этом возникали.

  1. В чем принципиальное отличие теста от опросника?

  2. Чем обеспечивается научность наблюдения?

  3. В каких трех основных аспектах может быть использована информация, полученная при анализе самоотчетов и самоописаний?

  4. В каких исследовательских задачах качественные методы уступают по информативности, а при каких превосходят их?


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *