Основные понятия маркетинга
Далее приведены основные понятия маркетинга:
Методы анализа (маркетинговые модели)
Маркетинговые модели используются не только для маркетингового анализа, но и для коммуникации отдела маркетинга с другими отделами:
- В 1926 году в США создана Национальная ассоциация маркетинга и рекламы. На её основе сформировано Американское общество маркетинга, а в 1973 году эта организация была переименована в Американскую ассоциацию маркетинга (АМА).
- Позже аналогичные ассоциации и организации появились в Западной Европе, Канаде, Австралии и Японии.
В дальнейшем маркетинг стал развиваться в рамках менеджмента как синтез экономической теории и экономики отдельных отраслей хозяйства, постепенно становясь его новой философией.
В 1940—1950-х годах маркетинг сомкнулся с теорией управления, образовав новую — рыночно-ориентированную теорию управления (так называемый маркетинг-менеджмент).
Наряду со сбытом экономисты включили в неё детальный анализ рынка, а затем в 1960—1970-е годы добавили программы налаживания долговременных экономических связей с потребителями (CRM-концепция) и сегментирование рынка.
Позже были разработаны методы кредитования покупателя, послепродажного обслуживания и др.
Маркетинг как дисциплина преподаётся студентам большинства экономических специальностей.
Определения маркетинга
В современной литературе существует огромное количество определений маркетинга. Приведём некоторые из них:
-
Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.
- Филип Котлер Основы маркетинга Краткий курс.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом Вильямс, 2007. — 656 с.
-
Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путём обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя и т. п.
- Ламбен Жан-Жак Стратегический маркетинг. Европейская перспектива — СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
-
Маркетинг согласно его широкому пониманию — это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путём создания продуктов и их обмена получают то, в чём они нуждаются.
- Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Издательство Финпресс, 2005. — 464 (339)с.
-
С юридической точки зрения, маркетинг — это управление рынком со стороны поставщиков и заказчиков товарной продукции (в том числе потенциальных поставщиков и заказчиков) в части возмездных переуступок прав собственности на неё.
Маркетинг — это вид деятельности, включающий в себя комплекс практик и процессов, направленных на разработку, коммуникацию, доставку и обмен предложениями, которые обладают ценностью для клиентов, партнеров и общества в целом.
Маркетинг – философия, стратегия и тактика мышления и действия субъектов рыночных отношений
Маркетинг – это рыночная философия, стратегия и тактика мышления и действия субъектов рыночных отношений: не только производителей и посредников в коммерческой деятельности, но и потребителей, а также поставщиков, практических экономистов, учёных, целых организаций, вплоть до правительственных органов.
– А. П. Панкрухин Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 Маркетинг/ Гильдия маркетологов. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. — 656 с.
Маркетинговые исследования
Маркетинговые исследования (англ. ) — систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем (возможностей).
Маркетинговая информационная система (англ. Marketing Information System — MIS) — формализованный порядок действий для получения, анализа, хранения и распространения на регулярной основе необходимой информации для лиц, ответственных за принятие решений в сфере маркетинга (обеспечивает информацию непрерывно, а не только на основании исследований, проводимых время от времени).
Согласно общепринятым взглядам, в процесс маркетинговых исследований вовлечены четыре заинтересованные стороны: собственно маркетолог-исследователь, его клиент, респондент и общественность.
Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.
Основные задачи, цели и функции маркетинга
Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Питер Друкер, говорит об этом так: Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.
Основные задачи маркетинга:
- Создание и поддержание спроса на товар или услугу.
- Исследование потребностей рынка и удовлетворение их через предложение товаров и услуг.
- Выполнение социальных функций по обеспечению качественной жизни населения.
- Создание благоприятного имиджа предприятия или организации.
Место маркетинга среди других организационных бизнес-процессов
В зависимости от этапов эволюции маркетинга, сфер его применения, характера спроса на рынке товаров и услуг выделяют такие характеристики маркетинга, как виды, формы и типы маркетинга.
По сфере применения различают потребительский, промышленный, инвестиционный маркетинг и маркетинг услуг.
По сфере обмена или по территориальному признаку наиболее часто выделяют национальный (региональный, локальный) маркетинг и международный (экспортный, глобальный, мировой) маркетинг.
В зависимости от цели обмена, результатов той или иной деятельности различают коммерческий и некоммерческий маркетинг.
Ниже представлена классификация маркетинга в зависимости от состояния спроса на рынке и от охвата рынка.
В зависимости от состояния спроса на рынке
Двухдневная программа с сертифицированным бизнес-тренером, консультантом по маркетингу и стратегии поможет формированию знаний современных принципов, технологий и инструментов маркетинга с ориентацией на актуальную рыночную ситуацию
ГРИЦЕНКО АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ
Курс по маркетингу: современные принципы и стратегии
Курс: к.э.н., доцент кафедры менеджмента Высшей школы бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова, сертифицированный бизнес-тренер, консультант по маркетингу и стратегии
Формирование знаний
Формирование знаний современных принципов, технологий и инструментов маркетинга с ориентацией на актуальную рыночную ситуацию. Маркетинг при этом понимается как философия, стратегия и тактика участников рыночных отношений, ориентированная на эффективное удовлетворение запросов потребителей или же создание спроса.
Навыки и стратегии
Обретение навыков построения и оптимизации маркетинговых стратегий, практической организации маркетинга, осуществления функций маркетинга в сфере товарной, коммуникационной, коммерческой политики, ценообразования. Развитие маркетингового мышления – как приоритетное направление развития бизнеса
Функции маркетинга
- Маркетинговый аудит
- Анализ рынка и маркетинговые исследования
- Разработка нового продукта (новой услуги)
- Инновационные бизнес-модели
- Брендинг и управление портфелем брендов
- Ценообразование и сбытовая политика
- Коммуникационная стратегия. Digital-стратегия
- Организация маркетинга в компании. Маркетинговое планирование
Обучение и кейсы
Обучение строится на изучении актуального и краткого материала по изучаемой маркетинговой теме, знакомстве с практическими кейсами из различных отраслей бизнеса. В качестве закрепления изученного материала выполняются групповые проекты в командах.
Даты и место
28 — 29 марта 2024
Управление маркетингом
Управле́ние ма́рке́тингом (маркетинг-менеджмент), регулирование маркетинговой деятельности компании с учётом её целей, задач и планов. Выполняет управленческие функции в сфере маркетинга предприятия.
История термина
Центральную роль в формировании системных представлений об управлении маркетингом сыграли труды Ф. Котлера и И. Ансоффа. В частности, Котлер писал, что управление маркетингом – это одновременно и наука, и искусство выбора целевых потребительских рынков и выстраивания прибыльных отношений с ними. Это охватывающий товары, услуги и идеи процесс анализа, планирования, реализации и контроля, цель данного процесса – максимальная удовлетворённость сторон (Marketing management. 2019).
Управление маркетингом в компании
Управление маркетингом предполагает постановку и реализацию маркетинговых целей и задач, разработку и претворение в жизнь маркетинговой стратегии и плана, контроль выполнения программы маркетинга. Будучи интегрированным с регулирующими функциями в области финансов, производства, работы с персоналом и др., маркетинг-менеджмент является неотъемлемой составляющей управленческого функционала предприятия.
Концепция маркетинг-менеджмента
Концепция маркетинг-менеджмента и обозначающий её русский термин управление маркетингом возникли в середине 1950-х гг. Они интерпретируют процесс маркетинга не просто как технологию обеспечения коммерческой деятельности предприятия, а как всеобъемлющую философию бизнеса, которая фокусирует его внимание не только на интересах, запросах и структуре клиентской аудитории, но и на создании взаимосвязей между инструментами маркетинга, так чтобы они работали согласованно, слаженно и совместно, а значит, максимально эффективно.
Отсюда следует, что цель управления маркетингом состоит не только в том, чтобы способствовать увеличению продаж, а в обеспечении наивысшей прибыльности предприятия при максимальном удовлетворении его клиентов. Концепция маркетинг-менеджмента исходит из представления о маркетинге как о главном элементе бизнеса и основном факторе развития деловой активности предприятия на рынке.
Функции управления маркетингом
Управление маркетингом подразумевает выполнение ряда функций:
Особенности управления маркетингом
Управление маркетингом имеет ряд характерных черт, среди которых можно выделить следующие.
Процессный подход
В его основе – представление о маркетинге как о совокупности определённых бизнес-процессов. Маркетинг-менеджмент охватывает планирование, организацию, принятие решений, прогнозирование, руководство, координацию и контроль в области маркетинговой деятельности предприятия.
Клиентоориентированность
Управление маркетингом удовлетворяет потребности и желания клиентов путём предоставления востребованных товаров и услуг в нужное время и по удобному каналу.
Обоснованность
Задача выявления потребностей и желаний потребителей требует непрерывного сбора и системного анализа данных, необходимых для настройки комплекса маркетинга предприятия.
Нацеленность на развитие
Управление маркетингом ориентировано на разработку и организацию выпуска продуктовых новинок, отвечающих быстро меняющимся вкусам и предпочтениям потребителей.
Сбалансированность
Управление маркетингом устраняет разрыв между максимизацией прибыли предприятия и полнотой удовлетворения запросов его клиентов.
Контроль и аудит
Маркетинг-менеджмент предполагает непрерывное наблюдение и регулярную проверку маркетинговой деятельности предприятия, а при необходимости – пересмотр, и корректировку его маркетинговых целей, стратегий и планов.
Процесс управления маркетингом
Процесс управления маркетингом цикличен и представляет собой последовательное выполнение следующих действий.
Маркетинг-менеджмент предприятия постоянно адаптируется к динамичной рыночной среде и осуществляется непрерывно.
Опубликовано
30 января 2024 г. в 15:49 (GMT+3). Последнее обновление 30 января 2024 г. в 15:49 (GMT+3).
Типы маркетинговых данных
В маркетинге используется широкий спектр данных. Ниже представлен список типов данных, которые активно применяются в маркетинге:
Концепции управления маркетингом
## Концепции маркетинга
Традиционно в теории маркетинга выделяют следующие концепции, которые развивались по мере изменения экономической ситуации:
## Социально-этический маркетинг
Эта концепция сформировалась сравнительно недавно, после вывода о недостаточности концепции чистого маркетинга. Социально-этический маркетинг требует баланса прибылей фирмы, потребительных потребностей и интересов общества.
## Маркетинг отношений
Это практика построения долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнёрами на рынке: потребителями, поставщиками, дистрибьюторами.
## Маркетинг-микс
Элементы маркетинг-микса (4P):
- Продукт
- Цена
- Распределение
- Продвижение
### Развитие теории 4P
Иногда к 4P добавляются и другие элементы, начинающиеся на букву Р. Существуют также модели, основанные на маркетинг-миксе, такие как 4А, 4С и 4D, а также модель 5 сил Майкла Портера.
## Критерии выбора потребителя
Ягдиш Шетом выделяет основные критерии, которыми руководствуется потребитель при выборе: осведомлённость, приемлемость, доступность и лёгкость приобретения.
## Теория 4D брендинга
Томас Гэд разработал теорию 4D брендинга, в которой D означает Dimension (измерение). Сами измерения в этой модели включают функциональное, социальное, ментальное и духовное измерения.