Управление маркетингом

Основные понятия маркетинга

Далее приведены основные понятия маркетинга:

Методы анализа (маркетинговые модели)

Маркетинговые модели используются не только для маркетингового анализа, но и для коммуникации отдела маркетинга с другими отделами:

  • В 1926 году в США создана Национальная ассоциация маркетинга и рекламы. На её основе сформировано Американское общество маркетинга, а в 1973 году эта организация была переименована в Американскую ассоциацию маркетинга (АМА).
  • Позже аналогичные ассоциации и организации появились в Западной Европе, Канаде, Австралии и Японии.

В дальнейшем маркетинг стал развиваться в рамках менеджмента как синтез экономической теории и экономики отдельных отраслей хозяйства, постепенно становясь его новой философией.

В 1940—1950-х годах маркетинг сомкнулся с теорией управления, образовав новую — рыночно-ориентированную теорию управления (так называемый маркетинг-менеджмент).

Наряду со сбытом экономисты включили в неё детальный анализ рынка, а затем в 1960—1970-е годы добавили программы налаживания долговременных экономических связей с потребителями (CRM-концепция) и сегментирование рынка.

Позже были разработаны методы кредитования покупателя, послепродажного обслуживания и др.

Маркетинг как дисциплина преподаётся студентам большинства экономических специальностей.

Определения маркетинга

В современной литературе существует огромное количество определений маркетинга. Приведём некоторые из них:

  1. Маркетинг — вид человеческой деятельности, направленный на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена.

    • Филип Котлер Основы маркетинга Краткий курс.: Пер. с англ. — М.: Издательский дом Вильямс, 2007. — 656 с.
  2. Маркетинг — это социальный процесс, направленный на удовлетворение потребностей и желаний людей и организаций путём обеспечения свободного конкурентного обмена товарами и услугами, представляющими ценность для покупателя и т. п.

    • Ламбен Жан-Жак Стратегический маркетинг. Европейская перспектива — СПб.: Наука, 1996. — 589 с.
  3. Маркетинг согласно его широкому пониманию — это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и группы людей путём создания продуктов и их обмена получают то, в чём они нуждаются.

    • Голубков Е. П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика. — М.: Издательство Финпресс, 2005. — 464 (339)с.
  4. С юридической точки зрения, маркетинг — это управление рынком со стороны поставщиков и заказчиков товарной продукции (в том числе потенциальных поставщиков и заказчиков) в части возмездных переуступок прав собственности на неё.

Маркетинг — это вид деятельности, включающий в себя комплекс практик и процессов, направленных на разработку, коммуникацию, доставку и обмен предложениями, которые обладают ценностью для клиентов, партнеров и общества в целом.

Маркетинг – философия, стратегия и тактика мышления и действия субъектов рыночных отношений

Маркетинг – это рыночная философия, стратегия и тактика мышления и действия субъектов рыночных отношений: не только производителей и посредников в коммерческой деятельности, но и потребителей, а также поставщиков, практических экономистов, учёных, целых организаций, вплоть до правительственных органов.

– А. П. Панкрухин Маркетинг: Учеб. для студентов, обучающихся по специальности 061500 Маркетинг/ Гильдия маркетологов. – 3-е изд. – М.: Омега-Л, 2005. — 656 с.

Маркетинговые исследования

Маркетинговые исследования (англ. ) — систематическое и объективное выявление, сбор, анализ, распространение и использование информации для повышения эффективности идентификации и решения маркетинговых проблем (возможностей).

Маркетинговая информационная система (англ. Marketing Information System — MIS) — формализованный порядок действий для получения, анализа, хранения и распространения на регулярной основе необходимой информации для лиц, ответственных за принятие решений в сфере маркетинга (обеспечивает информацию непрерывно, а не только на основании исследований, проводимых время от времени).

Согласно общепринятым взглядам, в процесс маркетинговых исследований вовлечены четыре заинтересованные стороны: собственно маркетолог-исследователь, его клиент, респондент и общественность.

Методы сбора данных при проведении маркетинговых исследований можно классифицировать на две группы: количественные и качественные.

Основные задачи, цели и функции маркетинга

Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Питер Друкер, говорит об этом так: Цель маркетинга — сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель — так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.

Основные задачи маркетинга:

  1. Создание и поддержание спроса на товар или услугу.
  2. Исследование потребностей рынка и удовлетворение их через предложение товаров и услуг.
  3. Выполнение социальных функций по обеспечению качественной жизни населения.
  4. Создание благоприятного имиджа предприятия или организации.

Место маркетинга среди других организационных бизнес-процессов

В зависимости от этапов эволюции маркетинга, сфер его применения, характера спроса на рынке товаров и услуг выделяют такие характеристики маркетинга, как виды, формы и типы маркетинга.

По сфере применения различают потребительский, промышленный, инвестиционный маркетинг и маркетинг услуг.

По сфере обмена или по территориальному признаку наиболее часто выделяют национальный (региональный, локальный) маркетинг и международный (экспортный, глобальный, мировой) маркетинг.

В зависимости от цели обмена, результатов той или иной деятельности различают коммерческий и некоммерческий маркетинг.

Ниже представлена классификация маркетинга в зависимости от состояния спроса на рынке и от охвата рынка.

В зависимости от состояния спроса на рынке

Двухдневная программа с сертифицированным бизнес-тренером, консультантом по маркетингу и стратегии поможет формированию знаний современных принципов, технологий и инструментов маркетинга с ориентацией на актуальную рыночную ситуацию

ГРИЦЕНКО АЛЕКСАНДР АНАТОЛЬЕВИЧ

Курс по маркетингу: современные принципы и стратегии

Курс: к.э.н., доцент кафедры менеджмента Высшей школы бизнеса МГУ имени М.В. Ломоносова, сертифицированный бизнес-тренер, консультант по маркетингу и стратегии


Формирование знаний

Формирование знаний современных принципов, технологий и инструментов маркетинга с ориентацией на актуальную рыночную ситуацию. Маркетинг при этом понимается как философия, стратегия и тактика участников рыночных отношений, ориентированная на эффективное удовлетворение запросов потребителей или же создание спроса.

Навыки и стратегии

Обретение навыков построения и оптимизации маркетинговых стратегий, практической организации маркетинга, осуществления функций маркетинга в сфере товарной, коммуникационной, коммерческой политики, ценообразования. Развитие маркетингового мышления – как приоритетное направление развития бизнеса

Функции маркетинга

  • Маркетинговый аудит
  • Анализ рынка и маркетинговые исследования
  • Разработка нового продукта (новой услуги)
  • Инновационные бизнес-модели
  • Брендинг и управление портфелем брендов
  • Ценообразование и сбытовая политика
  • Коммуникационная стратегия. Digital-стратегия
  • Организация маркетинга в компании. Маркетинговое планирование

Обучение и кейсы

Обучение строится на изучении актуального и краткого материала по изучаемой маркетинговой теме, знакомстве с практическими кейсами из различных отраслей бизнеса. В качестве закрепления изученного материала выполняются групповые проекты в командах.

Даты и место

28 — 29 марта 2024


Управление маркетингом

Управле́ние ма́рке́тингом (маркетинг-менеджмент), регулирование маркетинговой деятельности компании с учётом её целей, задач и планов. Выполняет управленческие функции в сфере маркетинга предприятия.

История термина

Центральную роль в формировании системных представлений об управлении маркетингом сыграли труды Ф. Котлера и И. Ансоффа. В частности, Котлер писал, что управление маркетингом – это одновременно и наука, и искусство выбора целевых потребительских рынков и выстраивания прибыльных отношений с ними. Это охватывающий товары, услуги и идеи процесс анализа, планирования, реализации и контроля, цель данного процесса – максимальная удовлетворённость сторон (Marketing management. 2019).

Управление маркетингом в компании

Управление маркетингом предполагает постановку и реализацию маркетинговых целей и задач, разработку и претворение в жизнь маркетинговой стратегии и плана, контроль выполнения программы маркетинга. Будучи интегрированным с регулирующими функциями в области финансов, производства, работы с персоналом и др., маркетинг-менеджмент является неотъемлемой составляющей управленческого функционала предприятия.

Концепция маркетинг-менеджмента

Концепция маркетинг-менеджмента и обозначающий её русский термин управление маркетингом возникли в середине 1950-х гг. Они интерпретируют процесс маркетинга не просто как технологию обеспечения коммерческой деятельности предприятия, а как всеобъемлющую философию бизнеса, которая фокусирует его внимание не только на интересах, запросах и структуре клиентской аудитории, но и на создании взаимосвязей между инструментами маркетинга, так чтобы они работали согласованно, слаженно и совместно, а значит, максимально эффективно.

Отсюда следует, что цель управления маркетингом состоит не только в том, чтобы способствовать увеличению продаж, а в обеспечении наивысшей прибыльности предприятия при максимальном удовлетворении его клиентов. Концепция маркетинг-менеджмента исходит из представления о маркетинге как о главном элементе бизнеса и основном факторе развития деловой активности предприятия на рынке.

Функции управления маркетингом

Управление маркетингом подразумевает выполнение ряда функций:

Особенности управления маркетингом

Управление маркетингом имеет ряд характерных черт, среди которых можно выделить следующие.

Процессный подход

В его основе – представление о маркетинге как о совокупности определённых бизнес-процессов. Маркетинг-менеджмент охватывает планирование, организацию, принятие решений, прогнозирование, руководство, координацию и контроль в области маркетинговой деятельности предприятия.

Клиентоориентированность

Управление маркетингом удовлетворяет потребности и желания клиентов путём предоставления востребованных товаров и услуг в нужное время и по удобному каналу.

Обоснованность

Задача выявления потребностей и желаний потребителей требует непрерывного сбора и системного анализа данных, необходимых для настройки комплекса маркетинга предприятия.

Нацеленность на развитие

Управление маркетингом ориентировано на разработку и организацию выпуска продуктовых новинок, отвечающих быстро меняющимся вкусам и предпочтениям потребителей.

Сбалансированность

Управление маркетингом устраняет разрыв между максимизацией прибыли предприятия и полнотой удовлетворения запросов его клиентов.

Контроль и аудит

Маркетинг-менеджмент предполагает непрерывное наблюдение и регулярную проверку маркетинговой деятельности предприятия, а при необходимости – пересмотр, и корректировку его маркетинговых целей, стратегий и планов.

Процесс управления маркетингом

Процесс управления маркетингом цикличен и представляет собой последовательное выполнение следующих действий.

Маркетинг-менеджмент предприятия постоянно адаптируется к динамичной рыночной среде и осуществляется непрерывно.

Опубликовано

30 января 2024 г. в 15:49 (GMT+3). Последнее обновление 30 января 2024 г. в 15:49 (GMT+3).

Типы маркетинговых данных

В маркетинге используется широкий спектр данных. Ниже представлен список типов данных, которые активно применяются в маркетинге:

Концепции управления маркетингом

## Концепции маркетинга

Традиционно в теории маркетинга выделяют следующие концепции, которые развивались по мере изменения экономической ситуации:

## Социально-этический маркетинг

Эта концепция сформировалась сравнительно недавно, после вывода о недостаточности концепции чистого маркетинга. Социально-этический маркетинг требует баланса прибылей фирмы, потребительных потребностей и интересов общества.

## Маркетинг отношений

Это практика построения долгосрочных взаимовыгодных отношений с ключевыми партнёрами на рынке: потребителями, поставщиками, дистрибьюторами.

## Маркетинг-микс

Элементы маркетинг-микса (4P):
- Продукт
- Цена
- Распределение
- Продвижение

### Развитие теории 4P

Иногда к 4P добавляются и другие элементы, начинающиеся на букву Р. Существуют также модели, основанные на маркетинг-миксе, такие как 4А, 4С и 4D, а также модель 5 сил Майкла Портера.

## Критерии выбора потребителя

Ягдиш Шетом выделяет основные критерии, которыми руководствуется потребитель при выборе: осведомлённость, приемлемость, доступность и лёгкость приобретения.

## Теория 4D брендинга

Томас Гэд разработал теорию 4D брендинга, в которой D означает Dimension (измерение). Сами измерения в этой модели включают функциональное, социальное, ментальное и духовное измерения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *